1 В чем вы видите сходства и отличия в образах Ларисы и Сони?
Кто из них вызывает у вас большее чувство симпатии? Аргументируйте
свой ответ, используйте цитаты и ссылки на ключевые эпизоды.
2 Петр Петрович Лужин и Юлий Капитонович Карандышев. Сравните героев, объясните, что стало для них основным мотивом женитьбы. Какова их роль произведении? Выразите личную оценку: кто из героев опаснее для общества.
3 Мать и мачеха в изображении Островского и Достоевского. За что
вы осуждаете и в чем оправдываете Хариту Игнатьевну и Екатерину
Ивановну? Используйте цитаты из текста и ссылки на ключевые эпизоды.
Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как
символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах
Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды,
вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца»,
измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.
В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти
через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса,
человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с
замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного
царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».
Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь
«значительные лица в городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и
Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита
Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает
барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым
сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Но за внешним
лоском этих хозяев жизни — тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного
торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что
происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее
красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом
говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на
вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в
этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...» Смертельно раненная
женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого... не видела
сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости:
«Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — замечает Кнуров.
Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви
искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева
приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять
условия богача Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали
бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото».
Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и
жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей
человека, достойного высоких чувств.
В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или
духовная.