1. В рассказе «Конь с розовой гривой» описывается несколько событий. Перечислите
их. Какая история самая главная, основная?
2. В рассказе есть такие слова: «Вон как хорошо было жить! А теперь? Сон не брал
меня, как окончательно запутавшегося преступника». В чём же состоит «преступле-
ние» героя рассказа?
3. Кто подтолкнул героя рассказа к обману? Как автор характеризует этих ребят? Как
Они относятся к герою рассказа? Как мальчик относится к ним? Можно ли считать их
настоящими друзьями?
4. Подходит ли к этому рассказу поговорка «Пришла беда - отворяй ворота»? Подбе-
рите поговорки, которые хорошо выражают главную идею этого произведения.
5. Какое самое главное наказание последовало за «преступление мальчика?
6. Опишите бабушку Катерину Петровну. Объясните её поступки и слова. Почему она
так сильно ругала мальчика и почему она его потом всё-таки в объеме
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Главный герой рассказа – Слепцов. Его глазами читатель видит происходящее. Некоторые литературоведы выделяют рассказчика, будто наблюдающего за горем близкого человека. Набоков не даёт никаких намёков на социальную среду, в которой находится Слепцов. Только известно, что он проводит лето в собственном имении и имеет сына-школьника.
Для Набокова важен Слепцов как человек с его психологией, философией и культурными наслоениями. Набоков очень точно описывает стадии переживания героем горя, «изнемогающего от горя человека»: оцепенение, отрицание случившейся смерти и воспоминания о живом, принятие факта смерти и отчаяние, решение прервать страдание.
Дальше Набоков не описывает героя, всё внимание писателя перемещается на родившуюся бабочку. Говорящая фамилия героя свидетельствует о том, что он может и не разгадать секрет Рождества как торжества жизни как таковой над смертью индивидуальной.
Детали в рассказе играют ту же роль, что и в лирическом произведении.
Это – штрихи, составляющие в сознании читателя единое целое: сюжет, образ или чувство. Плюшевый стул, на который сел убитый горем Слепцов в нежилом флигеле в нежилой части комнаты, уподобляется малознакомому человеку, поддерживающему в беде. Розовый шёлковый абажур подобен клетке, ловящей свет лампы. Треснувшая капля воска на руке героя рассказывает о посещении церкви и символизирует треснувшую, разбитую жизнь.
Объяснение: