1 вариант Блок «Литература»
1. Какое литературное направление господствовало в русской литературе второй половины XIX века?
а) романтизм
б) классицизм
в) сентиментализм
г) реализм
2. А. Н. Островский родился:
а) в Петербурге
б) в Пензе
в) в Москве
г) в Саратове
3. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
а) Анна Петровна
б) Марфа Игнатьевна
в) Катерина Львовна
г) Анастасия Семеновна
4. Какое произведение принадлежит не Тургеневу:
а) «Первая любовь»
б) «Дым»
в) «Невский проспект»
г) «Дворянское гнездо»
5. Определите социальное положение Е. Базарова в романе «Отцы и дети»
а) полковой лекарь
б) русский аристократ
в) студент-демократ
г) студент-барич
6. Чем закончилась дуэль между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым?
а) дуэль не состоялась
б) Базаров был ранен
в) Кирсанов был ранен
г) Базаров был убит
7. Чья портретная характеристика?
«На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».
а) Николая Кирсанова
б) Павла Кирсанова
в) Евгения Базарова
г) Аркадия Кирсанова
8. Укажите, какая сказка была написана не Салтыковым – Щедриным:
а) «Волк и ягненок»
б) «Три медведя»
в) «Дикий помещик»
г) «Премудрый пискарь»
9. В каком году был напечатан роман «Преступление и наказание»?
а) 1859
б) 1861
в) 1865
г)1866
10. Что хочет доказать Раскольников убийством процентщицы?
а) что он принадлежит к разряду «права имеющих»
б) что в России нет законности
в) что старуха – бесполезное, никому не нужное, вредное существо
1.Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
2. Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
3. Почему история Бэлы, происшедшая в все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
4. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
5. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
6.Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
Объяснение:
1.рассказ ведётся от лица Максима Максимыча и кое-где от лица самого Печорина.
Чтобы более подробно рассказать об Белле и остальных персонажах.
2.Внешне он очень сдержан, что нельзя сказать на самом деле о его чувствах и эмоциях.
3. Потомучто Белла была для Максима Максимыча очень близким человеком(почти дочкой) и он очень долго не мог смериться с её смертью.
5. Потому что он хотел её дать то, чего не дали бы другие(хотя это очень эгоистично).
6.Он стал более сильно задумываться о последствиях.
Лошадей в упряжке пара, на Казань лежит мой путь,
И готов рукою крепкой кучер вожжи натянуть.
Свет вечерний тих и ласков, под луною все блестит,
Ветерок прохладный веет и ветвями шевелит.
Тишина кругом, и только мысли что-то шепчут мне,
Дрема мне глаза смыкает, сны витают в тишине.
Вдруг, открыв глаза, я вижу незнакомые поля, —
И разлуку с отчим краем всей душой почуял я.
Край родной, не будь в обиде, край любимый, о, прости,
Место, где я жил надеждой людям пользу принести!
О, прощай, родимый город, город детства моего!
Милый дом во мгле растаял — словно не было его.
Скучно мне, тоскует сердце, горько думать о своем.
Нет друзей моих со мною, я и дума — мы вдвоем.
Как на грех еще и кучер призадумался, притих,
Ни красавиц он не славит, ни колечек золотых...
Мне недостает чего-то иль я что-то потерял?
Всем богат я, нет лишь близких, сиротой я нынче стал.
Здесь чужие все: кто эти Мингали и Бикмулла,
Биктимир? Кому известны их поступки и дела?
Я с родными разлучился, жить несносно стало мне,
И по милым я скучаю, как по солнцу, по луне.
И от этих дум тяжелых головою я поник,
И невольно слезы льются — горя горького родник.
Вдруг ушей моих коснулся голос звонкий, молодой:
— Эй, шакирд, вставай скорее! Вот Казань перед тобой!
Вздрогнул я, услышав это, и на сердце веселей.
— Ну, айда быстрее, кучер! Погоняй своих коней!
Слышу я: призыв к намазу будит утреннюю рань,
О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!
Здесь дедов наших, здесь священные места,
Здесь счастливца ожидают милой гурии уста.
Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг,
Здесь живет моя подруга, райский свет в ее очах.
НАДЕЮСЬ
(ИСКАЛ В ГГЛЕ)
Объяснение: