1. Вспомните жанровые признаки и выделите их в «Светлане». 2. Когда происходит гадание? Почему именно в эту ночь девушки гадают?
3. Опишите атмосферу, в которой происходят события.
4. Опираясь на текст, перескажите своими словами эпизод гадания.
5. Какую подблюдную песню поют девушки? О чём она?
6. Как поэт создаёт атмосферу таинственности, описывая сцену гадания?
Подберите цитату, рисующую эту атмосферу.
7. Покажите, что Жуковского — лиро-эпическое произведение.
8. В чём проявляется фрагментарность, прерывистость композиции? При-
ведите примеры из текста.
9. Выделите элементы сюжетной композиции. Определите кульминацию.
Выразительно прочтите этот эпизод.
10. Какую роль играет диалог в ?
11. Почему Светлана решилась гадать у зеркала? к кому она обращается
с мольбами и слезами? Выразительно прочтите фрагмент.
12. Прочтите диалог Светланы с подругами. Как они её наставляют, прежде
чем оставить одну?
13. Как ведёт себя Светлана ночью: выражает ли она недовольство или верит
в провиденье»?
14. Обратите внимание на контраст белого (светлого) и чёрного (мрачного,
тёмного) цветов в . Раскройте смысл антитезы.
15. Охарактеризуйте образ автора в . В какой момент его присут-
ствие становится особенно ощутимым? В чём это проявляется?
16. Как автор относится к своей героине? Какие качества он воспел в ней и
почему? Подберите цитаты, характеризующие Светлану. (Работа в парах.)
17. Составьте синквейн «Светлана».
18. Выделите звуковые образы в . Какие изобразительно-вырази-
тельные средства использует поэт? (Работа в парах.)
19. Сформулируйте главную мысль . В каких строках она заключена?
Поппова «Гадающая Светлана»,
на самом деле, кто же чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных того часа москвы: где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? не эти ли грабительством богаты? защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты. да и кому в москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы? такова была москва того времени, таково было то общество, и чацкий вышел победителем из этой глупейшей игры, сложенной из обмана и чинопочитания. он потому победитель, что не захотел уподобиться молчалину, который только и делал, что подлизывался к высоким людям, за что и получал всякие награды и подарки. чацкий не захотел уподобиться фамусову, которому было безразлично все, кроме денег и того, чтобы его уважали. чацкий жил не чинами и не деньгами, а умом и сердцем. он искренне любил софию, некогда интересную и общительную, но за три года его отсутствия превратившуюся в одну из марионеток фамусовского театра, которым деньги и безграничная зависть и одновременно лесть и уважение, столь несопоставимые: он в ответ: “недаром, лиза, плачу: кому известно, что найду я воротясь? и сколько, может быть, утрачу! ” бедняжка будто знал, что года через победитель чацкий, может, еще и потому, что он умел ко всему относиться смеясь. его смешило все, и воспринимал он все как временное явление. чацкий был оптимистом и искренне не верил в то, что миром будут править фамусовы, но его надежда только и осталась надеждой. чацкого не понимают или не хотят понимать. найди он поддержку среди людей, может, и не сочли бы его сумасшедшим. но все-таки это случилось. а из-за чего? из-за правды! той открытой и ясной, как день, которая была закрыта от взоров других людей облаками лжи и зависти. в этом была главная победа чацкого. в правде, которую он умел видеть и понимать, но он был один и поэтому должен был уехать. пускай его не поняли и оклеветали, чацкий остался собой и стал победителем в этой игре по имени жизнь: вы меня прославили всем хором. вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет. вон из москвы! сюда я больше не ездок. бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству карету мне, карету!
беру!