1. Вспомните жанровые признаки и выделите их в «Светлане». 2. Когда происходит гадание? Почему именно в эту ночь девушки гадают?
3. Опишите атмосферу, в которой происходят события.
4. Опираясь на текст, перескажите своими словами эпизод гадания.
5. Какую подблюдную песню поют девушки? О чём она?
6. Как поэт создаёт атмосферу таинственности, описывая сцену гадания?
Подберите цитату, рисующую эту атмосферу.
7. Покажите, что Жуковского – лиро-эпическое произведение.
8. В чём проявляется фрагментарность, прерывистость композиции? При-
ведите примеры из текста.
9. Выделите элементы сюжетной композиции. Определите кульминацию.
Выразительно прочтите этот эпизод.
10. Какую роль играет диалог в ?
11. Почему Светлана решилась гадать у зеркала? к кому она обращается
с мольбами и слезами? Выразительно прочтите фрагмент.
12. Прочтите диалог Светланы с подругами. Как они её наставляют, прежде
чем оставить одну?
13. Как ведёт себя Светлана ночью: выражает ли она недовольство или верит
в «провиденье»?
14. Обратите внимание на контраст белого (светлого) и чёрного (мрачного,
тёмного) цветов в . Раскройте смысл антитезы.
15. Охарактеризуйте образ автора в . В какой момент его присут-
ствие становится особенно ощутимым? В чём это проявляется?
16. Как автор относится к своей героине? Какие качества он воспел в ней и
почему? Подберите цитаты, характеризующие Светлану. (Работа в парах.)
17. Составьте синквейн «Светлана».
18. Выделите звуковые образы в . Какие изобразительно-вырази-
тельные средства использует поэт? (Работа в парах.)
19. Сформулируйте главную мысль . В каких строках она заключена?
эт !
— Она вся в отца и в мать. Капризы матери, причуды – отца.
— Я очень люблю подснежники, я их никогда не видела.
И вас жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко.
Платок ей свой отдала, хороший платок, я семь лет его носила, это потом уж я им квашню укутывала.
На то и зима, чтобы метель мела.
Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью.
Очень острая шутка, острее моей сабли.
Наука для меня дороже собственной головы.
Короли иногда любят, когда им говорят правду.
Мне не нужно никаких Марьиных корней! Я хочу подснежников!
Если у меня не будет подснежников, у кого-то из моих подданных не будет головы.
Объяснение:
лови)
Добро и красота — это два понятия, неразрывно связанные друг с другом. По-моему, эти два жизненных принципа — основа мировоззрения любого нравственного человека. Эти понятия проповедовались везде и во все времена разными людьми, использующими их по-своему.
Добро и красота — это и заповеди христианства, нерушимые законы всех верующих, это и основа учения о богочеловеке, возникшего в эпоху Возрождения, это и идеологический фундамент тоталитарных теорий ХХ века, противоречивый, кстати, в своей формулировке (добро, красота и тоталитаризм несовместимы). И, говоря о добре и красоте, все мысли, которые для меня казались новыми и своими, я нахожу уже высказанными в русской литературе.