1-й уровень (6 = 40 )
назовите изученные жанры . (2*2 б.=4 )
дайте определение термину: «гипербола - это…». (2 )
1.3. ответьте на вопрос. (8 )
какие события нашли отражение в следующих произведениях ? (4*2 б.=8 )
«повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя александра невского», «волк на псарне» и.а. крылова, «тарас бульба» н.в. гоголя, «капитанская дочка» а.с. пушкина.
какие средства художественной выразительности использовали авторы? (2*4 б.=8 ).
твой стих, как божий дух, носился над толпой
и, отзыв мыслей благородных,
звучал, как колокол, на башне вечевой
во дни торжеств и бед народных.
м.ю. лермонтов
2) тропами потаёнными, ,
в лесные чащи сумерки идут.
засыпанные листьями
леса молчат – осенней ночи ждут.
и.а. бунин
сопоставьте фрагменты стихотворений. в каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 ).
буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя:
то как зверь она завоет,
то заплачет, как дитя…
а.с. пушкин
душно! без счастья и воли.
ночь бесконечно длинна.
буря бы грянула что ли?
чаша с краями полна!
н.а. некрасов
определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых (12 ).
1)
не сырой дуб к земле клонится,
не бумажные листочки расстилаются,
расстилается сын перед батюшкой,
он и просит себе благословеньица:
ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
дай ты мне свое благословеньице,
я поеду в славный стольный киев-град,
чудотворцам киевским,
заложиться за князя владимира,
послужить ему верой-правдою,
постоять за веру христианскую.
2)
голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. ушла она и говорит: «он еще не дозрел». иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
3)
любишь кататься, люби и саночки возить.
4)
спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.
2-й уровень
2.1. прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 )
выполните целостный анализ предложенного произведения. вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
и.с. тургенев
собака
нас двое в комнате: собака моя и я. на дворе воет страшная, неистовая буря.
собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
и я тоже гляжу ей в глаза.
она словно хочет сказать мне что-то. она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,
что между нами нет никакой разницы. мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
смерть налетит, махнет на него своим холодным широким
и конец!
кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
нет! это не животное и не человек меняются
это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
и в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
февраль, 1878
опорные вопросы:
а) над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?
б) в коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. какой художественной цели служат эти повторы?
в) как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, движение мыслей и чувств?
г) как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?
3-й уровень. творческое (1 – 20 )
3.1. напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10=20 )
разрешите представить моего любимого писателя
содружество читателей будущего
виват, романтика! (по творчеству а. грина и др. писателей)
4-й уровень. выразительное чтение наизусть. поясните выбор художественного произведения (20 )
ответ:1)Казаки́ или козаки — представители казачества — специфической этно-социальной общности, сформировавшейся в рамках особого, служилого сословия на территории современных Австрии, Казахстана, Польши, России, Украины, Хорватии, Чехии.
2)Казаки являются воинами и хлеборобами одновременно. Этими двумя понятиями определяется жизнь казаков. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. К примеру, с малых лет казаки привыкают к коню, выступающему у них не просто орудием труда, а верным другом в бою и товарищем (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все они воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом.
3)Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.
Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.
Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.
Объяснение:
Уже не одно тысячелетие человечество пытается ответить на вопрос: какие же ценности относить к вечным, истинным, а какие к мнимым и сиюминутным? Над этим размышляли и древние мыслители, такие как Платон, Аристотель, Сократ, и философы более позднего времени – Вольтер, Ж..-Ж..Руссо, Р.Декарт. Не осталась в стороне и русская литература. В своих произведениях такие великие писатели, как М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, также пробовали дать ответ на этот сложный вопрос. И, решая эту проблему, все философы, как правило, приходили к единому выводу. По их мнению, истинные ценности – это те качества, стремление к которым никогда не иссякнет в людях, которые делают счастливым не отдельно взятого человека, а всех, кто его окружает. Это доброта, мудрость, истина, красота, любовь к людям и природе. В то же время существуют мнимые ценности, те, которых сейчас может быть очень много, а через минуту от них не останется и следа. Это деньги, власть, плотские чувства.