1. Як ви розумієте вислів Кобилянської: «Де є народ, там і культура, й сила буде...»?
2.Які фактори сформували Кобилянську як творчу індивідуальність?
Відповідаючи, використайте автобіографічні свідчення письменниці.
3. Чому письменниця розпочала свою творчість з теми емансипації жінки?
Як ви розумієте сутність цієї проблеми? 6. Як розкривається в творчості
письменниці тема людини, природи, мистецтва? Хто з попередників і сучасників
Кобилянської порушував цю проблему? Як вона розв'язується в творчості
українських письменників?
4. Чому Кобилянська звернулася до теми влади землі над селянином? В
чому новаторство письменниці у художньому дослідженні порушеної проблеми?
5. З'ясуйте характер психологічного аналізу поведінки персонажів
повісті «Земля». У відповідях використовуйте текст твору, оперуйте думками
літературознавців.
Мартышка и очки.
СИВКА-БУРКА
Старик, умирая, просит трёх своих сыновей, чтобы они поочерёдно провели по одной ночи у него на могиле. Старший брат не хочет ночевать на могиле, а просит младшего, Ивана-дурака, чтобы он переночевал вместо него. Иван соглашается. В полночь из могилы выходит отец Он вызывает богатырского коня сивку-бурку и велит ему, чтобы он служил сыну. Средний брат поступает так же, как и старший. Опять на могиле ночует Иван, и в полночь происходит то же. На третью ночь, когда приходит очередь самого Ивана, все повторяется. Царь бросает клич: кто сорвёт портрет царевны, на ширинке (то есть на полотенце) нарисованный, с высокого дому, за того царевна замуж пойдёт. Старший и средний братья едут смотреть, как будут портрет срывать. Дурак просится с ними, братья дают ему трёхногую кобылёнку, а сами уезжают. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и становится молодцом. Он едет за портретом. Конь скачет высоко, но не достаёт портрета всего на три бревна. Братья видят это. Вернувшись домой, они рассказывают жёнам об удалом молодце, но не знают, что это их брат. На другой день происходит то же — Иван опять чуть-чуть не достаёт. В третий раз он срывает портрет. Царь созывает на пир людей всех сословий. Иван-дурак тоже приходит и садится за печкой. Царевна потчует гостей и смотрит: кто утрётся ширинкой с портретом? Но она не видит Ивана Пир идёт и на другой день, но царевна опять не находит суженого. На третий раз она обнаруживает за печкой Ивана-дурака с портретом и с радостью ведёт к своему отцу. Братья Ивана изумлены. Играют свадьбу. Иван, приодевшись да почистившись, становится молодцом: «не Иван-дурак, а Иван — царский зять».