1 задание. Домострой. Каждый купеческий дом на Руси был маленьким самостоятельным хозяйством, маленьким миром. С первой половины XVI в. домашняя жизнь русских людей определялась суровыми правилами «Домостроя».
Его составителем был протопоп Благовещенского собора в Кремле Сильвестр. Хозяин дома, глава семьи, отвечал за всех домочадцев, за их грехи перед Богом и перед законом и поэтому должен был держать жену и детей в большой строгости:
«Следует тебе самому, господину, жену и детей учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать. <…> А домочадцев своих учи страху божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость».
Жена была лишена права принимать решения. «Домострой» предписывал: «Подобает мужьям поучать жён своих с любовью и благорассудным наказанием. Во все дни жене у мужа обо всём спрашивать и советоваться обо всём… <…> и во всём мужу покоряться, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию».
Андрей Петрович Рябушкин (1866) «Семья купца в 17 веке». Русский музей
Какие эпизоды лермонтовской поэмы могут служить иллюстрацией к этой статье? Почему?
2 задание Эпоха Ивана Грозного. Опричнина
.Прочитайте статью и ответьте на вопрос, данный ниже.
В 1565 году Иван IV (1530—1584) разделил русские земли на земщину и опричнину. В земщине продолжали существовать старые государственные учреждения, которые, по мнению Грозного, только мешали ему править. В опричнине (от слова «опричь» — кроме) земские учреждения не действовали и власть царя была безраздельна. В опричнину Иван Грозный набрал самых верных бояр и дворян. Остальные насильно переселялись в земщину. Благодаря этому «перебору людишек» царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Земским въезд на территорию опричнины был запрещён, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства и наводя на встречных ужас.
Вот что писал Н. М. Карамзин в своём сочинении «История государства Российского»: «Скоро увидели, что Иоанн предаёт всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник, или кромешник — так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, — мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье… <…> Люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных».
Иван Грозный добился главного — ему удалось стать самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Восстать против опричника — значило восстать против самого царя. Иван Грозный, по словам В. Г. Белинского, «никого не пощадит, даже за обиду, не только за гибель своего любимца, хотя бы этот был решительно виноват». И наоборот — у обиженного, оскорблённого опричником не было надежды на защиту со стороны закона.
Какие эпизоды лермонтовской поэмы могут служить подтверждением слов Н. М. Карамзина и В. Г. Белинского?
Напишите ответ на вопрос
В повести Тараса Бульбы первыми героями повести стали Остап и Андрий. Когда им исполнялось 12 лет их родители отдали в Киевскую академию. Два брата, но у них разные взгляды на жизнь, разные характеры. Старший, Остап, с детских лет отличался «тяжелым и сильным характером». Он не хотел учиться, учеба казалась ему скучной и неинтересной. Четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только под угрозой отца он остался в бурсе. Остап чтил традиции дедов и отцов и мечтал продолжить их. Поэтому он принимает обычаи и принципы запорожского быта. Он был надежным товарищем, всегда одним из первых, «приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей». Остап никогда не просил о помиловании. Смутить его и заставить склонить голову могли только слезы матери, они «душевно трогали его». Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Младший его брат Андрий - полная противоположность Остапу. Он охотно и без напряжения учился в бурсе, был изобретательнее своего брата. В бурсе он часто затевал всяческие авантюры и ловко уходил от наказания. Андрий выделялся среди товарищей по бурсе своей смышлёностью, ловкостью и силой, его часто выбирали предводителем «довольно опасного предприятия». Характером Андрий тоже отличался. Он был мягче брата, более романтичен, тонко чувствовал красоту. Часто он бродил по тихим улочкам, мечтал, любовался цветущими вишневыми садами. Он наделен более важным качеством — смелостью совершать самостоятельные поступки. С самой ранней юности Андрий начал ощущать «потребность любви». Полюбив польскую женщину Андрий готов ей служить до последней капли крови и совершив преступление, переходит на сторону врага. Ради любви он согласился оставить: дом, родных, друзей, отчизну. Для себя он посчитал более важным любимую девушку и из-за любви предает свою Родину. Два брата стали врагами и погибли братья разной смертью. Остапа казнили поляки, сожгли заживо. Даже на костре он не дрогнул, лишь искал глазами отца, хотел, чтобы тот знал, что не посрамил сын казацкой славы, не уронил своей чести. А Андрия убил родной отец, не вынесший позора сына. Один погиб за Родину, другой – за свою любовь. Можно по-разному относиться к Остапу и Андрию, но нельзя не признать, что их судьбы одинаково трагичны.
Действие происходит в России в начале XX века, в рабочей слободке, жизнь которой завязана на работу на фабрике. Сын Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, Павел Власов, вдруг начинает читать запрещённые книги, которые приносит из города, начинает собирать у себя товарищей. На фабрике появляются листовки о бедственном положении рабочих, и мать Павла и гордится этой его работой, и боится за него. Дом обыскивают, но ничего не находят; Андрея, одного из друзей Павла, арестовывают. На фабрике вводят вычет с зарплаты; Павел пытается организовать протест, но в итоге рабочие не идут за ним, а его самого тоже арестовывают, как и многих других. Пелагея Ниловна начинает сама доставлять листовки.
Павел и Андрей выходят из тюрьмы, организуют первомайское шествие, которое оказывается разогнано; они сами вновь арестованы. Пелагея Ниловна продолжает агитационную работу, которая ей нравится, видится с сыном, пытается организовать его побег, но Павел отказывается.
Проходит суд, в результате которого всех подсудимых отправляют на поселение. Подпольщики решают напечатать речь Павла, и Пелагея Ниловна вызывается отвезти листовки в другой город. На вокзале она видит смутно знакомого человека, вспоминает, что раньше видела его у суда и у тюрьмы; она понимает, что её раскрыли. Человек обвиняет её в воровстве, она отвечает с возмущением, что везёт речь её сына, одного из политических, пытается протянуть листовки людям, но жандармы хватают её, не давая говорить.