1-задание. Какие произведения из 4-раздела можно отнести к «преданьям старины глубокой» и почему" ( ) 2-задание, Каковы жанровые признаки , выделите их в поэме В.А.Жуковского «Светлана». ( )
3-задание, Выделите основные элементы сюжетной композиции (экспозицию, завязку, кульминацию и развязку) рассказе В 13. Набокова «Рождество». ( )
Плюшкин Степан олицетворяет собой полное разложение человеческой души. Эпизод «Чичиков у Плюшкина» в произведении «Мертвые души» очень интересен в сравнительном плане. Автор показал живые, яркие моменты встречи Чичикова с самым неприятным помещиком. Его имение буквально распадается на фрагменты и детали, как и сама душа Плюшкина. Въезд полуразрушен, прорехи в крыше заткнуты тряпками. Помещик давно уже не ведает, что творится в его хозяйстве, потому что занят абсолютно другим – желанием нажиться.
В сцене купли-продажи раскрывается вся сущность Плюшкина: он скуп, и эта черта переходит все границы. Обращает на себя внимание реакция помещика на предложение Чичикова. Он настолько пропитан жадностью, что безумно боится упустить удачную сделку и обогатиться.
Чичиков Павел – главный герой поэмы. Автор возлагает на него большие надежды, и Чичиков действительно изменяет своему истинному предназначению. В собирателе душ автор изобразил новую черту зла –предприимчивую усредненность. Эта черта видна в облике Чичикова: он среднего роста, не слишком толст, но и не слишком худ, тих и незаметен. Он избегает разговоров о себе, прячась за сложными оборотами из прочитанных книг. Но неприметность Чичикова обманчива, ведь именно такие люди и правят миром – они обладают «страшной и подлой силой», которая выражается в заботе лишь о своей выгоде и наживе. К каждому помещику он находит подход и в качестве предпринимателя, и опытного психолога. Но слухи, которыми обрастает персона Чичикова вынуждают его покинуть город, что является надеждой на возрождение его души.
Вот Манилов с его праздной мечтательностью — человек, вошедший в зрелый возраст, но какимто чудом сохранивший неуместную юношескую восторженность и инфантильность души, сплошные «именины сердца»: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» Имением этот дворянин не занимается, но зато вволю предается от безделья всевозможным «хозяйственным» фантазиям: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение».
Дом Манилова напоминает шальную голову своего хозяина: он стоит «одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть».
Под стать характеру Манилова и его кабинет с бесполезной претензией на щегольство, прикрывающей пустоту и безобразие: «В его кабинете всегда лежала какаято книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года... Но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».
Красиво расставленные горки пепла не метафора ли это маниловской души? И в гостиной стояла «прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей», но на два кресла ее не хватило, и они весь век стояли ободранными. Вечером подавался на стол «щегольской подсвечник», «а рядом с ним ставился какойто просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги». С вещей эта претенциозность распространяется и на детей Манилова, названных именами греческих полководцев — Фемистоклюс и Алкид.
В описании характеров помещиков Гоголь часто прибегает к уже известному нам приему «овеществления». Душа героев столь бедна и столь примитивна, так пленена вещественной, предметной стороной жизни, что не требуется прибегать к психологическому анализу для проникновения в их внутренний мир. Вещи вполне раскрывают их характеры.
«Пересахаренная» идиллия семейной жизни Манилова отражает идеалы самого Чичикова. Мы узнаем потом, что не привязанность к деньгам владела им, не скряжничество и не скупость.
Ему мерещилась впереди жизнь, исполненная довольства, собственное имение, дом, жена и дети. И вот свою мечту он видит «воплощенной»: Манилов и жена его «совершенно довольны друг другом». «Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Примечателен при расставании Манилова с Чичиковым следующий диалог: «А знаете, Павел Иванович,— сказал Манилов, которому очень понравилась такая мысль,— как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одною кровлею, или под тенью какогонибудь вяза пофилософствовать о чемнибудь, углубиться!..» — «О! это была бы райская жизнь!» — сказал Чичиков, вздохнувши».
Великолепный актер, Чичиков, конечно, подстраивается к той атмосфере, которая царит в доме Манилова.