Кукла» — рассказ небольшой по объему, но повествование охватывает довольно большой промежуток времени. И за этот промежуток изменяется многое: природный ландшафт, человеческие судьбы. Когда река была полноводной, жила-была в каком-то доме главная героиня рассказа, в чью честь он и назван, — кукла. Но только читатель узнает о ней позже, когда и река обмелела, и люди душою обмельчали, да и сама Кукла превратилась в ненужную калеку. Носов выстраивает сюжет так, создавая эффект поворота времени вспять, и о самом главном читателю становится известно лишь в финале. Рассказ открывается развернутой экспозицией. Описание коварных речных омутов создает у читателя настороженное настроение. А затем — идет эпизод встречи с Акимычем. Так и строится весь рассказ: пейзаж и Акимыч сменяют друг друга, что подчеркивает близость этого человека к природе. В середине рассказа становится понятно, кто такой Акимыч. Автор обрамляет эпизод из военных лет фрагментами настоящего времени. Так раскрывается характер Акимыча, становятся понятны его действия и его взгляд на жизнь. В «настоящем» времени происходит три встречи с Акимычем. И каждый раз, добавляя в портрет старика все больше «красок угасания», параллельно Носов показывает и пагубное воздействие человека на окружающий мир. Последняя встреча рассказчика и Акимыча происходит осенью. Эта важная деталь передать ощущение увядания не только природы, но человека. Здесь же появляется впервые и сама кукла. Кукла уже мертва. А Акимыч из азартного рыбака превращается в «могильщика». Кульминация рассказа и развязка совпадают. Плавный, почти лишенный действия вначале, рассказ становится более динамичным в финале. Место действия в начале и в конце рассказа совпадают. И эта кольцевая композиция создает ощущение замкнутого круга: людское равнодушие повсеместно. И слишком мало на земле неравнодушных «Акимычей», чтобы закопать его глубоко в землю.
Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Кукла — это подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать...»
Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.
И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы. У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете.
В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить—добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.
Рассказ открывается развернутой экспозицией. Описание коварных речных омутов создает у читателя настороженное настроение. А затем — идет эпизод встречи с Акимычем. Так и строится весь рассказ: пейзаж и Акимыч сменяют друг друга, что подчеркивает близость этого человека к природе. В середине рассказа становится понятно, кто такой Акимыч. Автор обрамляет эпизод из военных лет фрагментами настоящего времени. Так раскрывается характер Акимыча, становятся понятны его действия и его взгляд на жизнь.
В «настоящем» времени происходит три встречи с Акимычем. И каждый раз, добавляя в портрет старика все больше «красок угасания», параллельно Носов показывает и пагубное воздействие человека на окружающий мир. Последняя встреча рассказчика и Акимыча происходит осенью. Эта важная деталь передать ощущение увядания не только природы, но человека. Здесь же появляется впервые и сама кукла. Кукла уже мертва. А Акимыч из азартного рыбака превращается в «могильщика».
Кульминация рассказа и развязка совпадают. Плавный, почти лишенный действия вначале, рассказ становится более динамичным в финале. Место действия в начале и в конце рассказа совпадают. И эта кольцевая композиция создает ощущение замкнутого круга: людское равнодушие повсеместно. И слишком мало на земле неравнодушных «Акимычей», чтобы закопать его глубоко в землю.
Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Кукла — это подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать...»
Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.
И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы. У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете.
В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить—добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.