1. жанр
2. Эпоха, описанная в произведении (время, в которое происходят события). Место.
3. О чем произведение? Тема в одном предложении.
4. Идея. (Не путайте понятия «тема»-это предмет речи- очем говорится в произведении, и
«идея»-зачем написано произведение).Идея должна быть выражена законченным
полным предложением.
5. Главные герои и их характеристики (по 2-3 словосочетания. Возраст. Самое главное о
персонаже).
6. Что происходит с этими героями? Сюжет очень кратко (примерно 8-10 рас предложений. Если эпическое произведение, то экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развитие действия, развязка, эпилог (если есть).
7. Отзыв о прочитанном. Эмоциональный отклик.
8. Понравившееся высказывание, девизгероя, например. Крылатые выражения, вошедшие
в нашу речь из этого произведения.
9. З во по содержанию для читательской викторины (сответами в скобках).
10. З во о непонятном в книге, на которые хотелось бы получить ответ. Что взволновало
и заинтересовало?
( КНИГИ М Твен "Приключения Тома Сойера",
А Линдгрен "Приключения Эмиля из Леннеберги"
Обращает на себя внимание уже название повести - «Капитанская дочка», предупреждающее читателя о том, что в этой книге большое внимание уделяется любовной, лирической линии. Действительно, казалось бы, в повести речь идет о важнейших событиях русской истории: о знаменитом бунте, о такой легендарной фигуре, как Е. Пугачев, о котором говорила вся огромная Русь. А вот в название романа вынесено упоминание о Маше Мироновой, простой, скромной девушке. Она и есть капитанская дочка.
Любовь Петра Гринева и Маши Мироновой рождается в преддверии страшных исторических событий, унесших жизни многих людей. Любовь молодых людей будет подвержена серьезным испытаниям.
Маша Миронова появляется впервые на страницах повести во время обеда в крепости и не производит на молодого человека никакого впечатления. Дело в том, что подлый Швабрин постарался «описать» ее «совершенною дурочкой». Причина в том, что было задето мужское самолюбие этого бессовестного человека: Маша наотрез отказывается уступить довольно бесцеремонным ухаживаниям Швабрина.
А между тем, «дурочка» Маша быстро поняла, что представляет собой Алексей Иванович, который так хочет казаться хорошим, добрым. Гордая Маша отказывается от подарков, что сулит ей Швабрин, хотя явно неизбалованна ими («Одна беда: Маша девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег…)
Все дальнейшее повествование строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу ее мать, Василиса Егоровна), вырастает до образа сильной, мужественной девушки, гордой и мудрой.
Маша из той категории людей, скромных, незаметных, на первый взгляд, заурядных, которые в трудную минуту преображаются, демонстрируют душевные силы, энергию.
«Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.
«Трусиха» Маша ради любимого человека пойдет к самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о невиновности своего жениха, просить великой милости - даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.
Дав своему произведению такое название - «Капитанская дочка» - Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.