10 класс. Проверочная работа по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого»
1 вариант
Часть А
1. Укажите годы жизни Л.Н.Толстого:
А) 1801-1899 Б) 1828-1910
В) 1821-1864 Г) 1832-1912
2. Самым важным в жизни человека Л. Н. Толстой считал:
А) Производительный труд Б) Общественную работу
В) Внутреннюю работу души Г) Педагогическую деятельность
3.Как называлось первое произведение Л. Н. Толстого, опубликованное в журнале «Современник» Н. Некрасова?
А) «Кавказский пленник» Б) «Детство»
В) «После бала» Г) «Севастополь в августе»
4. В каком из произведений Л. Н. Толстой более всего любит «мысль семейную»?
А) «Война и мир» Б) «Детство»
В) «Анна Каренина» Г) «Воскресение»
5. Какие картины русской истории не отражены Л. Н. Толстым в романе «Война и мир»:
А) Аустерлицкое сражение Б) Бородинское сражение
В) Восстание на Сенатской площади Г) Война 1805-1807 годов
6. Последнее произведение Л. Н. Толстого: A) «Война и мир» Б) «Воскресение»
В) «Анна Каренина» Г) «Крейцерова соната»
7. Вторая часть трилогии Л. Н. Толстого о разных эпохах в жизни человека называется
A) «Юность» Б) «Отрочество»
В) «Моя жизнь» Г) «Мои университеты»
8. В 1860-е годы Л. Н. Толстой увлекается A) Театром Б) Живописью
В) Революционной деятельностью Г) Педагогической деятельностью
9. В чем заключается основной принцип психологизма Л.Н.Толстого?
А) «Принцип айсберга» - тайный психологизм
Б) Изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях
В) «Диалектика души» - т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии
Г) Изображение детали как отражение внутреннего мира человека.
10. Соедините названия произведений и их жанр:
«После бала»
«Детство»
«Война и мир»
«Анна Каренина»
«Власть тьмы»
«Исповедь»
Повесть
Роман
Религиозный трактат
Драма
Роман-эпопея
Рассказ
Часть В . Объясните смысл названия произведения «Война и мир». Можно ли говорить о многозначности заглавия?
...
"Сказка - Ложь, да в ней намёк, кто познает, тем Урок. "
Ложью в древности называли Поверхностную, Неполную Правду. Но это своя Правда, хоть и Поверхностная. А Чужая Правда звалась Кривдой.
...
Кто "копнёт поглубже"сказку, то есть не зациклится на сюжете, а поймёт "намёк" и увидит о чём разсказывает сказка, тот и извлечёт из неё Урок.
Но такое только в наших Старых Добрых Русских Волшебных Сказках.
...
Недавно наткнулся случайно на ютьюбовском видео "Разбор по жизни через сказ в натуре. Георгий Левшунов".
Там как раз подробно именно об этой сказке, только не сначала.
Если интересно, то посмотрите.
По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы Пушкина (и современных ему поэтов) и потому осталась непонятой и не оцененной ни современниками, ни позднейшей критикой. Между тем поэт придавал большое значение этому произведению и был очень огорчен неуспехом его у читателей и критики. «Самая зрелая из всех моих стихотворных повестей, — писал Пушкин в одной статье, — та, в которой все почти оригинально.. . «Полтава» , которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» — не имела успеха... »
Сложность поэмы состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, не связанные между собой темы.
Первая тема — судьба русского государства среди других европейских стран русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба непобедимого полководца Карла XII с Петром I) связывалась в сознании Пушкина с недавними близкими ему событиями 1812—1815 годов — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг» . Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу.
...Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.
Центральным эпизодом этой темы является Полтавский бой, центральным героем ее — Петр I.
Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным, как государственным мыслителем, — тема многонациональное™ русского государства, вопрос об исторической закономерности объединения разных наций в одно государство и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося при шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение родины, а как коварного властолюбца, презирающего и свободу, и родину.
Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме только поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи и не подумал бы о судьбе отдельной личности, частного человека. Третья тема «Полтавы» — судьба человека, далекого от участия в политических событиях его времени и все же гибнущего, раздавленного колесом истории.
Мария — сильная и страстная женщина. Она преодолевает религиозные препятствия (Мазепа, как крестный отец Марии, по религиозным законам не мог быть ее мужем) , проклятие родителей, позор в глазах общества и завоевывает себе личное счастье.. . Но неожиданные для нее грандиозные и страшные исторические события становятся причиной ее гибели. Поместив драматический эпизод встречи сошедшей с ума Марии с Мазепой в конец поэмы, Пушкин придал трагический характер и всему произведению. «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, наброшенная на все эти ужасы, — вот что увлекло меня» , — писал Пушкин в одной заметке.
Создавая эту поэму, вполне реалистическую по своему содержанию, Пушкин написал ее несколько приподнятым стилем, напоминающим стиль украинских народных песен — «дум» . Таково начало поэмы («Богат и славен Кочубей» и далее, поэтические сравнения в описании красавицы Марии, стихи «Не серна под утес уходит» — и далее) , монолог Кочубея о трех кладах, звучащий как вставная песня, стихи «Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? » и другие.