10. Про що попереджає М. Павленко, зобразивши рід Кулаківських?
А) треба боятися привидів;
Б) не можа забувати про сімейні реліквії;
В) не робити тяжких гріхів, щоб нащадки через них не страждали.
2 рівень (2б.)
1. Чи правильно вели себе діти з полоненими в новелі Л.
Пономаренко «Гер переможений»? Аргументуйте відповідь.
2. Як ви розумієте вислів із поезії В. Симоненка «Гей, нові
Колумби й Магеллани» : «Шкварити байдужість на вогні!» ?
Добрый, доверчивый человек. Офицер Минский, войдя к старику в доверие и притворившись больным, занял его кровать, а после увез его дочь. Самсону понравился парень. Он никак не ожидал от него такой подлости. Привыкший верить всем подряд, он так и не научился отличать плохих людей от хороших.
Открытый, общительный. Любит детей. Он с любым человеком мог найти общий язык и тему для разговора. Каждый гость в его доме с первых минут чувствовал себя своим. С первой минуты общения создавалось ощущение, как будто они век знакомы.
Любитель выпить. Вырин никогда не отказывался от алкогольных напитков, когда ему предлагали. Так он мог хоть немного отвлечься и расслабиться после тяжелого трудового дня. Помимо этого спиртное развязывало мужчине язык. Он начинал делиться самым сокровенным, о чем никогда не рассказал бы будучи в трезвом состоянии.
В самом начале повести Вырин предстает бодрым мужчиной. В его доме чистота и порядок. Все благодаря Дуне. Только в ее обществе он по-настоящему счастлив. Стоило дочери покинуть родительский дом, сбежав с гусаром, Самсон постарел на глазах. Сначала он кидается на поиски дочери, следы которой приводят его в Петербург, но выставленный за порог Минским, униженный его податью, он возвращается на станцию ни с чем. С Дуней ему так и не удалось толком увидеться.
Горе резко изменило его. Он стал похож на опустившегося человека. Одиночество и тоска по дочери сделали свое дело. Вырин спивается и умирает. Переживание и боль за своего ребенка согнули его. Он потерял цель в жизни.
Образ Самсона Вырина - это образ «маленького человека», в котором можно увидеть такие качества, как доброта, любовь и честность.
Мне бы очень хотелось написать, что автор симпатизирует "шкилетнику". Но чем внимательнее читаю я текст, тем яснее мне становится, что симпатии писателя на стороне Дыбакова. Начнем с описания внешности.
Вот как описан Дыбаков : "высокий, в полувоенном кителе с
рублено прямыми плечами, в пенсне на тонком горбатом носу. Ходил он, заложив руки за спину, выгнувшись, выставив грудь, украшенную накладными карманами".
А вот шкилетник: "оборванец — костяк в изношенной, слишком просторной коже. Он лежал на толченом кирпиче, положив коричневый череп на грязные костяшки рук..."
Шкилетник вызывает у читателя жалость, это обычное чувство нормального человека по отношению к погибающему человеку.
Но Дыбаков убежден в своей правоте, в правильности своих действий и поступков, его речь спокойна, он держится с достоинством, он правдиво отвечает на трудные вопросы шкилетника. И его позиция вызывает уважение.
Шкилетник всего лишь мелкий собственник, не подняться над личным ради общественного, а Дыбаков сознает, что он служит высокой цели, и ради своих убеждений готов жертвовать людьми, и даже самим собой, если понадобится.
У шкилетника нет имени и фамилии, автор называет его просто "доходяга", хотя в его воле было дать ему имя и фамилию, описать хотя бы кратко жизненный путь. Ничего этого писатель не сделал, никак не выразил своей симпатии к "шкилетнику".
Но всё же он относится к шкилетнику с долей сочувствия, как к человеку, умирающему от голода.