Человек и общество.. Каковы их взаимоотношения? Как общество влияет на человека? Возможно ли противостоять обществу? Конечно, известна истина. что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Люди, объединенные общественными узами, должны соблюдать определенные правила поведения, следуя исторически сложившимся канонам. А если это нарушается, то возникают конфликты, беспорядки, хаос. Общество, в определенном смысле, подчиняет себе человека, держит его в рамках. Общество формирует мировоззрение, дает какие-то важные установки. А если кто-нибудь бросает вызов обществу, тот становится изгоем, отверженным. Но ведь общество бывает разным: и консервативным, и прогрессивно настроенным, и демократическим, и буржуазным. Несомненно, живя в обществе, надо соблюдать его законы, но при этом сохраняя собственное"я", свою индивидуальность. В романе И. Гончарова "Обломов" мы видим, как герой произведения, Илья Ильич Обломов, становится жертвой "обломовского" воспитания. Общество, в котором он вырос, сформировался, искалечило его представления о жизни. Родители оберегали маленького Илюшу от всех житейских забот и невзгод, не разрешали быть самостоятельным. С детства Илья видел, как жили обломовцы: испытывали страх перед окружающим Обломовку миром, боялись любых перемен и преобразований, верили в чудовищ с песьими головами. И Обломов тоже стал таким. Повзрослев, он закрылся от мира в четырех стенах и улегся на диван. Но и петербургский свет его отнюдь не привлекает. Гончаров показывает, что столичное общество, в которое так настойчиво зовёт Штольц Обломова, лишено нравственных идеалов. Обломов с его тонкой душой это хорошо чувствует. Получается, что общество, воспитавшее Обломова, несмотря на весь консерватизм и невежество, ничем не хуже того, в котором процветают карьеризм, лицемерие, праздность, зависть. И герой оказывается как будто на обочине жизни. Обломовка осталась в мечтах, а светское общество чуждо Обломову. Свое подобие счастья Обломов находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая, полюбив Илью Ильича, ограждает его от житейских бурь. Автор романа заставляет задуматься над тем, какую роль сыграло общество в жизни главного героя, как получилось, что умный, добрый, благородный человек стал абсолютно ненужным, невостребованным в жизни. Если рассмотреть эту проблему с исторической точки зрения, то можно прийти к выводу, что дворянский класс сходит со сцены истории, а его место занимают предприимчивые деятели вроде Штольца, будущие буржуа. В этом обновлении - вечное дыхание жизни и вечная ее трагедия. Человек может при к обществу, в котором живет, но он должен при любых обстоятельствах беречь свое человеческое достоинство, свою честь, свои принципы.
Изображение фантастики в юмористическом плане дано в «Пропавшей грамоте». И в этой повести писатель ярко воссоздает живые черты бытовой обстановки. «На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка-парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подало, храпела, сидя, перекупка кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой чумак; па самой дороге раскинул ноги бородач-москаль с поясами и рукавицами». Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» также насыщено бытовыми деталями. Герой повести–человек смелый, казацкого размаха,- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда па Рождество выпадает снегу: разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского трепака. Пыль подняли боже упаси какую! На деда, несмотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны». И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики.
В романе И. Гончарова "Обломов" мы видим, как герой произведения, Илья Ильич Обломов, становится жертвой "обломовского" воспитания. Общество, в котором он вырос, сформировался, искалечило его представления о жизни. Родители оберегали маленького Илюшу от всех житейских забот и невзгод, не разрешали быть самостоятельным. С детства Илья видел, как жили обломовцы: испытывали страх перед окружающим Обломовку миром, боялись любых перемен и преобразований, верили в чудовищ с песьими головами. И Обломов тоже стал таким. Повзрослев, он закрылся от мира в четырех стенах и улегся на диван. Но и петербургский свет его отнюдь не привлекает. Гончаров показывает, что столичное общество, в которое так настойчиво зовёт Штольц Обломова, лишено нравственных идеалов. Обломов с его тонкой душой это хорошо чувствует. Получается, что общество, воспитавшее Обломова, несмотря на весь консерватизм и невежество, ничем не хуже того, в котором процветают карьеризм, лицемерие, праздность, зависть. И герой оказывается как будто на обочине жизни. Обломовка осталась в мечтах, а светское общество чуждо Обломову. Свое подобие счастья Обломов находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая, полюбив Илью Ильича, ограждает его от житейских бурь. Автор романа заставляет задуматься над тем, какую роль сыграло общество в жизни главного героя, как получилось, что умный, добрый, благородный человек стал абсолютно ненужным, невостребованным в жизни. Если рассмотреть эту проблему с исторической точки зрения, то можно прийти к выводу, что дворянский класс сходит со сцены истории, а его место занимают предприимчивые деятели вроде Штольца, будущие буржуа. В этом обновлении - вечное дыхание жизни и вечная ее трагедия.
Человек может при к обществу, в котором живет, но он должен при любых обстоятельствах беречь свое человеческое достоинство, свою честь, свои принципы.
Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» также насыщено бытовыми деталями. Герой повести–человек смелый, казацкого размаха,- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда па Рождество выпадает снегу: разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского трепака. Пыль подняли боже упаси какую! На деда, несмотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны». И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики.