11
1
проанализируйте текст монолога, ответьте на вопросы:
1. какие темы затронуты в монологе?
2. выявите, какие черты характера, взгляды, убеждения героини раскрываются в
монологе.
3. определите психологическое состояние героини в момент произнесения
монолога.
вариант 1
монолог катерины д.2 явл. 2
катерина. я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? знаешь, мне иногда кажется, что я птица. попробовать нешто теперь? такая ли была! я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. маменька
во мне души не чаяла, наряжала, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. знаешь, как я жила в девушках? вот я тебе сейчас расскажу. встану я, бывал, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цвет в доме полью. у меня цветов было много, много. потом
пойдём с маменькой в церковь, все и странницы, - у нас полон дом был страниц да богомолок. а придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где были, жития разные, либо стихи поют. так до обеда время и пройдёт. тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. таково хорошо а здесь всё как будто из-под неволи. и до смерти любила я в церковь ходить! точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. точно, как всё в оду секунду было. маменька говорила, что
все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! а какие сны мне снились, варенька, какие сны! или храмы золотые, или сады необыкновенные, и всё поют невидимые голос, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. а то будто я летаю, так и летаю по
воздуху. и теперь иногда снится, да редко, да и не то.
вариант 2
монолога катерины (д.v явл. 6)
катерина (одна). куда теперь? домой идти? нет, мне что домой, что в могилу - все равно. да, что домой, что в что в могилу! в могиле под деревцом как солнышко ее греет, дождичком ее весной на ней травка вырастет, мягкая птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, всякие (задумывается), так тихо, так хорошо! мне как будто легче! а о жизни и думать не хочется. опять жить? нет, нет, не
нехорошо! и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! не пойду туда! нет, нет, не придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? ах, темно стало! и опять поют где-то! что поют? не умереть бы что поют? все равно, что смерть придет, что а жить нельзя! грех! молиться не будут? кто любит, тот будет руки крест-накрест в гробу? да, я вспомнила. а поймают меня да воротят домой ах, скорей,скорей! (подходит к берегу. громко.) друг мой! радость моя! прощай! (уходит.)
2
- сопоставьте два монолога. сделайте выводы:
- какие чувства испытывает катерина?
- в чём разница в душевном состоянии героини в д.1 и д.5?
какие черты характера вы видите в героине?
Главные герои рассказа - родные по крови брат и сестра. Совсем недавно они остались сиротами: мама ушла из жизни от тяжелой болезни, а отец погиб на войне.
Митраша ⇒ "Ему было всего только десять лет с хвостиком..." - говорится в произведении. Несмотря на свой юный возраст, мальчик очень смышленый и самостоятельный. Быть таким его заставила жизнь: "После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям". Мальчик ухаживал за животными, вел хозяйство. Об этом персонаже можно сказать как о целеустремленном, добром и очень храбром. После смерти волка он стал героем своего села.
Настя ⇒ "Митраша был моложе сестры на два года". Это значит, что девочке было двенадцать. Она была старше брата, поэтому чувствовала за него ответственность. Девочка ласково относится к брату. Когда Митраша начинал нервничать, сестричка гладила его по голове и ласково улыбалась. Тогда он переставал сердиться и тоже расплывался в улыбке. Девочка очень нежная, добрая, ответственная и серьезная для своих лет.
Надеюсь, что хоть чем-то