11. Большинство жителей ночлежки одиночки. Найдите в списке героя, потерявшего единственно близкого человека на наших глазах:
а) Сатин; б) Бубнов;
в) Барон; г) Клещ.
12. Конфликт в пьесе возникает с приходом Луки, который, по выражению Сатина, «проквасил» жителей ночлежки. Чего до бился Лука:
а) все поверили в свои силы; б) все разочаровались;
в) смерти Актера от разочарования; г) люди стали слушать друг друга.
13. Как выявляется авторская позиция по отношению к Луке: а) созданием образа-антитезы; б) введением притчи о «праведной земле»; в) прямой авторской характеристикой; г) финалом пьесы;
д) спором с Бубновым и Бароном.
14. Как характеризует Луку стихотворение, которое вспомнил на конец Актер:
а) Лука - идеолог «пассивного сознания», призван ный усыплять, успокаивать;
б) утверждение философии «непротивления злу наси лием»;
в) Лука объясняет жизненные неудачи внешними об стоятельствами.
15. Сопоставьте авторские ремарки - описание ночлежки перед первым и вторым действием. Какая деталь интерьера стано вится символом гнетущей безысходности:
а) рабочий уголок Клеща;
б) перегородка;
в) своды, похожие на пещеру;
г) окошко в верхней части стены.
16. Почему именно песня «Солнце всходит и заходит, // А в тюрь ме моей темно ... » названа героями любимой:
а) песня говорит о «правде»; б) песня созвучна душевному состоянию героев; в) все равно, что петь после выпивки.
17. В тексте пьесы М. Горького «На дне» много реминисценций.
Найдите пушкинские строки:
а) «Обжирайтесь, мрачные умы ... »; б) «Яма эта будет мне могилой ... »;
в) «Скажи мне, кудесник, любимец богов ... »; г) «Сюда, мой верный Кей».
18. Кто «испортил песню» в финале драмы:
а) попавший в тюрьму за убийство Пепел; б) повесившийся Актер;
в) Василиса, обварившая кипятком Наташу; г) пропавший Лука.
19. Кто произносит в тексте пьесы знаменитый монолог о Чело веке:
а) Лука; б) Клещ;
в) Сатин; г) Барон.
20. «Маленькая драма» в пьесе «На дне» становится большой тра гедией. В чем ее суть:
а) в том, что ночлежники оказались на «дне» жизни; б) в трагическом финале пьесы (смерть Актера, Анны); в) в развенчании мифа о возможности социального
равенства;
г) в отсутствии жизненных перспектив для обитателей ночлежки.
4. «НА ДНЕ» (РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ)
Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о и раздумье о будущем. Герой сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона.
По мнению автора комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.