11. Отметить верное суждение. А. Образ Пугачёва является центральным образом повести.
Б. Образ Пугачева не является центральным, но важен для авторского замысла – изображения русского бунта.
12. Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.
Ум, сметливость Освобождение Гринёва
Широта натуры Буран
Чувство благодарности Освобождение Маши Мироновой
Смелость, отвага Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в мятежной слободе
Наивность, слабость к лести Взятие Белогорской крепости
Свободолюбие Сказка старой калмычки
Жестокость Сцена суда Пугачёва
13. Отметить верное суждение о роли вставных элементов.
А. Они раскрыть характеры героев.
Б. Они предопределяют участь героев.
В. Они стилизуют повесть под документ XVIII века.
Г. Они придают занимательность сюжету.
14. Соотнести качества характера с персонажами повести
Честность
Смелость
Трусость Гринёв
Прямота
Коварство
Жестокость Швабрин
Чувство долга и чести
Эгоизм
15. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.
А. Екатерина - Маша Миронова
Б. Пугачёв - Гринёв
В. Пугачёв - Гринев; Екатерина - Маша Миронова
16. Отметить верное суждение.
А. Повесть является изложением реальных событий.
Б. Повесть – плод авторского вымысла.
В. Повесть основана на историческом материале, дополненном художественным вымыслом.
17. Отметить верное суждение.
А. Литературный характер – это образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени.
Б. Литературный характер – это художественное изображение человека.
В. Литературный характер – это персональные черты, присущие герою.
18. Соотнести основные сказочные мотивы с сюжетными линиями повести.
Путешествие героя Буран
Встреча с «чудесными » Освобождение Маши Мироновой
Сказочные превращения Отъезд Гринёва в армию
Наказание отрицательного героя Женитьба Гринёва
Свадьба Сцена казни в Белогорской крепости и диалог Пугачёва и Гринёва
19. Указать, какие жанры устного народного творчества использует в повести А.С.Пушкин и почему.
20. Подчеркнуть элементы стихосложения, характерные для поэзии XVIII века, использованные в стихотворении Гринёва.
Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной,
Зря меня в сей лютой части,
И что я пленён тобой.
21. А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачёва. Объяснить, почему в повести нет таких описаний.
ответ:
творчество а.с.пушкина, как и вся его жизнь, является ценным нравственным уроком для нашего поколения. вчитываясь в его насыщенные широчайшей гаммой чувств строки, знакомясь с воспоминаниями о нём современников, родственников, потомков, мы полнее постигаем тайные пружины человеческих взаимоотношений, которые отразились в его произведениях. одним из таких произведений является стихотворение “арион”. б.с.дыханова включила его в программу шестого класса не случайно: здесь тесная связь с мифологией.
перед изучением этого стихотворения учащиеся подробно знакомятся с мифом об арионе. миф небольшой. поэтому чтение его, словарная работа и эвристическая беседа займут первую половину урока. по ходу чтения учащихся необходимо познакомить с тем, кто такой геродот. сообщение о нём лучше сделает заранее подготовленный ученик, после которого у всех появится запись в тетради:
геродот – знаменитейший греческий , живший в 484-425 гг. до н.э., в своё время удостоенный почётного имени отца .
словарная работа, которую предлагает автор программы, подразумевает знакомство с малоизвестными или неизвестными словами и выражениями из легенды, а также постижение их смысла. словарную работу необходимо проводить при изучении каждого произведения. времени на неё обычно уходит много, однако, по мнению б.с.дыхановой, это
ускоряется процесс овладения грамотой чтения;
сокращаются речевые ошибки до минимума;
полноценно воспринимается смысл читаемого;
пробуждается интерес к семантике каждого слова;
развиваются стилеразличительные навыки, появляется особый слух на смысловые оттенки слова