15. 1) составьте цитатный план характеристики одного из героев: герасима,татьяны,барыни,муму 2) изучите иллюстрации к рассказу в учебнике(по муму). чем они интересны? озаглавьте их. подготовьте по ним небольшой рассказ. , много
Герой последней повести – повзрослевший юноша, навсегда распрощавшийся с сиротским детством и отрочеством. Очень трогательно выглядит прощание Алеши с бабушкой, которая просит его не быть строгим и заносчивым, как его дед Василий Каширин, вышедший, по словам бабушки, в дураки. Оба прекрасно осознают, что больше им не суждено увидеться, отчего расставание имеет привкус горечи. На новом месте, в Казани, жизнь не сразу устраивается, так как совесть не позволяет Алеше жить на нищенскую пенсию матери своего товарища. Понимая, что с мечтой о поступлении в Казанский университет придется пока распрощаться, юноша начинает самостоятельную трудовую жизнь. Вскоре судьба сводит его с революционерами. Конечно, эта часть произведения создавалась исключительно по личным впечатлениям самого автора, имевшего к тому времени за плечами опыт работы в нелегальном марксистском кружке рабочих на бумагоделательной фабрике. Алеша же принимает участие в работе «тайной комнаты», находившейся в булочной, где юноша не только месил тесто, но и разносил хлеб, раздавая его вместе с запрещенной литературой. Прежде слово «запрещенная» манило его своей таинственностью, но позже он испытал сильное разочарование, попытавшись даже свести счеты с жизнью. Название повести «Мои университеты», конечно, во многом символично. Так и не поступив в вожделенный университет, Алеша получает более важные знания – свой собственный жизненный опыт. Работая в булочной, в купеческой лавке, грузчиком на пристани, он видит, как оживают на его глазах герои прочитанных когда-то книг. «Университетами» Алексея становится пестрая, многоликая жизнь. В Казани он познал тяжкий труд и увидел страшный мир трущобы Марусовки, здесь же он понял великую силу труда. Ярче всего это проявилось в сцене разгрузки под Казанью, когда на мель села, проломив днище, баржа с персидским товаром. В ту ночь герой не просто восхищался работой артели грузчиков - его душу «озарило желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания». А еще он начал посещать нелегальный народнический кружок. Вопрос, что надо делать, чтобы изменить жизнь народа, становится для Пешкова основным.
Говорят, что человеком не рождаются, а становятся. Что же нужно для того, чтобы стать настоящим человеком? Прочитать какие-то пособия, учебники? Может, есть специальные книги, которые сформировать человека? Конечно, без чтения книг не обойтись. Чтение – важный путь познания жизни и людей. Именно книги являются источником духовного обогащения человека. Но чтобы стать человеком, нужно много работать над собой. И какие бы проблемы у нас ни возникли, как бы нам трудно ни было, нужно всегда оставаться человеком, всегда помнить о том, что рядом с тобой находятся люди, которых надо уважать. Каждый человек имеет право на уважение. Человек не может жить один. Каждый день мы встречаемся друг с другом в школе, на улице. Мы смотрим друг другу в глаза, доверяем свои тайны, спорим, радуемся; бывает, огорчаемся. Это наша жизнь. Каждому хочется, чтобы с ним считались, прислушивались к его мнению, чтобы его уважали. Некоторые люди свои интересы, желания ставят выше других. Они могут унизить другого человека, посмеяться над ним. И при этом считают себя личностью. Но личностью называется не тот, кто на решительные поступки, не считаясь ни с кем, а тот, кто при всей своей решительности и силе характера не будет возвышать себя над другими людьми. И если человек не уважает другого человека, если он делает только то, что ему хочется, то настоящим человеком такую «личность» назвать нельзя. Быть настоящим человеком – это значит отдавать частичку своего сердца, души другим людям. Чтобы вокруг нас было больше добра, тепла, красоты. Чтобы в каждом человеке, с которым приходится нам общаться, осталось от нас и нашей души что-то хорошее. Милосердие и доброта должны всегда согревать нашу жизнь. Злой, равнодушный человек никогда не станет настоящим человеком, хотя он может достичь определенных высот в карьере. Стать настоящим человеком нелегко, потому что мы живем в непростом мире. В. Сухомлинский утверждал: «Ты рожден человеком, но Человеком должен стать». Мы можем обойтись без многого. Но доброта и милосердие, взаимопонимание и уважение, честность и порядочность – это то, на чем держится наша жизнь. Поэтому у человека не может быть иной цели, кроме как стремления стать настоящим человеком.
На новом месте, в Казани, жизнь не сразу устраивается, так как совесть не позволяет Алеше жить на нищенскую пенсию матери своего товарища. Понимая, что с мечтой о поступлении в Казанский университет придется пока распрощаться, юноша начинает самостоятельную трудовую жизнь.
Вскоре судьба сводит его с революционерами. Конечно, эта часть произведения создавалась исключительно по личным впечатлениям самого автора, имевшего к тому времени за плечами опыт работы в нелегальном марксистском кружке рабочих на бумагоделательной фабрике. Алеша же принимает участие в работе «тайной комнаты», находившейся в булочной, где юноша не только месил тесто, но и разносил хлеб, раздавая его вместе с запрещенной литературой. Прежде слово «запрещенная» манило его своей таинственностью, но позже он испытал сильное разочарование, попытавшись даже свести счеты с жизнью.
Название повести «Мои университеты», конечно, во многом символично. Так и не поступив в вожделенный университет, Алеша получает более важные знания – свой собственный жизненный опыт. Работая в булочной, в купеческой лавке, грузчиком на пристани, он видит, как оживают на его глазах герои прочитанных когда-то книг.
«Университетами» Алексея становится пестрая, многоликая жизнь. В Казани он познал тяжкий труд и увидел страшный мир трущобы Марусовки, здесь же он понял великую силу труда. Ярче всего это проявилось в сцене разгрузки под Казанью, когда на мель села, проломив днище, баржа с персидским товаром. В ту ночь герой не просто восхищался работой артели грузчиков - его душу «озарило желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания». А еще он начал посещать нелегальный народнический кружок. Вопрос, что надо делать, чтобы изменить жизнь народа, становится для Пешкова основным.
Стать настоящим человеком нелегко, потому что мы живем в непростом мире. В. Сухомлинский утверждал: «Ты рожден человеком, но Человеком должен стать». Мы можем обойтись без многого. Но доброта и милосердие, взаимопонимание и уважение, честность и порядочность – это то, на чем держится наша жизнь. Поэтому у человека не может быть иной цели, кроме как стремления стать настоящим человеком.