15 ! первая женщина-журналисту казахов есть одно замечательное качество. какими бы жестокими ни были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушались слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», – говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят слова… когда хан абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя прямо в лицо контайши голдану, попросил бий казыбек. и выручил из плена нашего хана.в наше время есть люди, которые особенно ценят слово, знают ему цену – это журналисты. про казахских журналистов нельзя сказать, что они забыли о священных качествах слова. острое слово придаёт статьям журналистов крылья, а писательскому перу лёгкость.первой женщиной-журналисткой была назипа сегизбайкызы кулжанова. она родилась 27 июля 1887 года в городе торгае. в те времена перед городскими девушками не было таких препятствий, как в ауле. целеустремлённая и талантливая девушка в 1902 году окончила -казахскую гимназию в костанае, и с 1903 по 1904 годы преподавала в учительской семинарии. в 1913 году назипа стала членом группы «гражданские спутники» семипалатинского отделения общества.назипа любила поэзию великого абая. в 1914 году, начиная с 26 января, она проводит ряд вечеров, посвящённых десятилетию со дня смерти великого поэта. она собирает людей, пропагандирует высокое поэтическое искусство, знакомит читателей и слушателей с творчеством поэта, читает его стихи широкой публике. с этого времени она пишет для газет «казах», «сарыарка» и «алаш» многочисленные статьи о жизни казахских женщин, начинает вмешиваться в политику и общественную жизнь. в 1917 году назипа участвует в съезде казахов семипалатинской области и входит в правление съезда. пламенный журналист, она не останавливается на этом, активно участвует в жизни народа и страны, пишет основательные статьи, перо её остро и полезно обществу, что замечают многие. в то время женщин-журналистов не было вообще. и писать о женских проблемах, как назипа, не мог и не умел никто, для этого ведь надо было быть женщиной. вдвойне трудно было быть журналистом в те годы, когда почти ежемесячно менялась власть. о чём писать в такой обстановке? оставалось одно: писать правду, невзирая на то, что творится вокруг, что назипа и делала.в 1920 году назипа кулжанова вошла в состав комиссии народного комиссариата просвещения казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. находясь на этой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки. в 1922 году назипа стала членом редакционной коллегии газеты «енбекши казах».с 1923 по 1925 годы она работала в журналах «красный казахстан», «равенство женщин» и печатала статьи в газетах «айкап», «казах», «знамя единства», «алаш». по её композитор александр затаевич написал музыку к песням «гайни-ау, саулем», «плач кадыра». у неё были и книги – «традиционное воспитание в школе» (оренбург, 1923), «воспитание матери и ребёнка», – которые актуальны и сейчас.вопрос: темы, затронутые в книгах назипы, имеющие актуальность в нынешнее времяа) социальные отношения в) политикас) гендерное равенство д) страные) семья, воспитание детей
«Горя бояться — счастья не видать»
Радуга-дуга
«Умные вещи» (1964)
«Кошкин дом» (первый вариант 1922)
Мельник, мальчик и осел.
Сказка о глупом мышонке.
Сказка про короля и солдата.
Про двух соседей.
Лошади, хомяки и куры.
Сказка про умного мышонка.
Отчего кошку назвали кошкой.
Кольцо Джафара
Старуха, дверь закрой!
Пудель
Багаж
Отчего у месяца нет платья
Где обедал воробей?
Волга и Вазуза
Кот скорняк
Лунный вечер
Усатый полосатый
Храбрецы
Угомон
Разговор
Что я видел
Сказка про козла
Доктор Фауст
Дидактические произведения
«Пожар»
«Почта»
«Война с Днепром»
Критические, сатирические
Памфлет «Мистер Твистер»
Вот какой рассеянный
Поэмы
«Рассказ о неизвестном герое»
Произведения на военные и политические темы
«Почта военная»
«Быль-небылица»
«Круглый год»
«На страже мира»...
Объяснение:
. С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, о рыбалке, цветах, травах? Что ужасает его, о каких бедах он говорит в начале повествования?
Автор так подробно рассказывает о реке, рыбалке, цветах, травах для того, чтобы читатель ужаснулся тем переменам, которые произошли в природе по вине человека. Эти перемены необратимы — вот в чем весь ужас произошедшего. А еще оскудение природы влечет за собой смерть человека: «Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча, избыл его старый речной перевоз». В этом неумелом обращении с природой автор видит настоящую беду.