Повесть о Петре и Февронии Муромских - отражение христианского понимание брака
Князь выбирает не «царствование в жизни этой» , а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете.
В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. Князь принимал решение также руководствуясь христианскими канонами - он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.
Повесть является нравоучением для тех супругов, которые готовы поддаться искушению прелюбодеянием - Феврония говорит им о том, что плоть всех людей одинакова, и физическое желание не должно вести к разрыву духовных уз брака. Таким образом мы видим прямую отсылку к заповедям брака - верности супругов друг другу.
Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей, в первую очередь, семейных.
Пушкин создал множество женских образов, которые обладали прекрасными качествами характера: верностью, преданностью, женственностью, стремлением к самопожертвованию к глубоким, сильным чувствам. Татьяна Ларина — ярчайшее из созданий пушкинского гения. Татьяна «родилась» в 1803 г. Близость Татьяны к родной почве, к русской культуре, народный тип сознания выражаются и в том, что ей близки по духу русские народные обычаи и традиции. Жизнь Татьяны — это невероятная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни. Первым был урок, полученный от Онегина. Он был как ледяной душ для изнеженного теплом, как мощный удар реальной жизни, вдребезги разбивающий романтические иллюзии. С ним как-то надо было «справиться». И главное, что услышала и усвоила позднее Татьяна – «учитесь властвовать собой». Татьяна в первой части романа чувствительна, впечатлительна и импульсивна. Вторым тяжелым жизненным уроком была смерть Ленского от руки того же Онегина, когда впервые перед Татьяной замаячило суровое слово «долг»: Она его не будет видеть; Она должна в нем ненавидеть Убийцу брата своего... Третьим уроком было познание Онегина, происшедшее в разлуке с ним через изучение его вещей, его книг, заметок на них, всей обстановки его жизни. Так титанический образ романтического героя сменился образом светского эгоиста. Четвертым уроком был выход из одинокой жизни в деревне в людную жизнь Москвы, «изучение» людей и нахождение путей и при к ним. За этим последовало первое испытание, жизненно важный поступок: выход замуж без любви, но по долгу. То, к чему она готовила себя в девичьих мечтах, не удалось. Место любви заступил долг перед матерью. Татьяна, скромная, молчаливая, превратилась в «Величавую и небрежную законодательницу зал». Она преобразила «бездушный мир», в «маскарад» Петербурга она привнесла свою простоту и естественность. Татьяна VIII главы — воплощение сдержанности, уравновешенности, спокойствия, умения владеть собой. Она любит Онегина, но она не должна его любить, и это «не должна» определяет все ее поведение, все до мельчайших оттенков взгляда и обращения, определяет бесповоротно и навсегда. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. «Я буду век ему верна» — поступок, также сделанный «по долгу» - долгу перед мужем, а скорее, даже перед принципом супружеского долга. Как показывает практика, мечты о семейном счастье слишком часто оказываются значительно прекраснее реальности. Так что драматический финал романа был предопределен. Татьяна не отказывается от любви, но, как видим, избежав соблазна отдаться своему чувству, предпочитает распять любовь на древе долга. Зрелая Татьяна перестает быть импульсивной, ее чувство более спокойно, сдержанно, разумно. Она сознательно делает свой выбор и самое главное — остается в ладу с собой. Будучи замужем, она уже не хочет, как раньше, чтобы «любовь легла на ее жизнь камнем надгробным» (перефразируя А. Ахматову). Особенность Татьяны в том, что она умудряется жить в гармонии со всем, что ее окружает, и эта гармония соткана из хаоса ее сердцем. Мир, с которым она соприкасается, перестает быть грязным и отвратительным, она облагораживает его, внося в него чистоту и спокойное величие.
Князь выбирает не «царствование в жизни этой» , а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете.
В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть.
Князь принимал решение также руководствуясь христианскими канонами - он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.
Повесть является нравоучением для тех супругов, которые готовы поддаться искушению прелюбодеянием - Феврония говорит им о том, что плоть всех людей одинакова, и физическое желание не должно вести к разрыву духовных уз брака. Таким образом мы видим прямую отсылку к заповедям брака - верности супругов друг другу.
Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей, в первую очередь, семейных.
Татьяна Ларина — ярчайшее из созданий пушкинского гения. Татьяна «родилась» в 1803 г. Близость Татьяны к родной почве, к русской культуре, народный тип сознания выражаются и в том, что ей близки по духу русские народные обычаи и традиции.
Жизнь Татьяны — это невероятная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни.
Первым был урок, полученный от Онегина. Он был как ледяной душ для изнеженного теплом, как мощный удар реальной жизни, вдребезги разбивающий романтические иллюзии. С ним как-то надо было «справиться». И главное, что услышала и усвоила позднее Татьяна – «учитесь властвовать собой». Татьяна в первой части романа чувствительна, впечатлительна и импульсивна.
Вторым тяжелым жизненным уроком была смерть Ленского от руки того же Онегина, когда впервые перед Татьяной замаячило суровое слово «долг»:
Она его не будет видеть;
Она должна в нем ненавидеть
Убийцу брата своего...
Третьим уроком было познание Онегина, происшедшее в разлуке с ним через изучение его вещей, его книг, заметок на них, всей обстановки его жизни. Так титанический образ романтического героя сменился образом светского эгоиста.
Четвертым уроком был выход из одинокой жизни в деревне в людную жизнь Москвы, «изучение» людей и нахождение путей и при к ним.
За этим последовало первое испытание, жизненно важный поступок: выход замуж без любви, но по долгу. То, к чему она готовила себя в девичьих мечтах, не удалось. Место любви заступил долг перед матерью. Татьяна, скромная, молчаливая, превратилась в «Величавую и небрежную законодательницу зал». Она преобразила «бездушный мир», в «маскарад» Петербурга она привнесла свою простоту и естественность. Татьяна VIII главы — воплощение сдержанности, уравновешенности, спокойствия, умения владеть собой. Она любит Онегина, но она не должна его любить, и это «не должна» определяет все ее поведение, все до мельчайших оттенков взгляда и обращения, определяет бесповоротно и навсегда.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
«Я буду век ему верна» — поступок, также сделанный «по долгу» - долгу перед мужем, а скорее, даже перед принципом супружеского долга. Как показывает практика, мечты о семейном счастье слишком часто оказываются значительно прекраснее реальности. Так что драматический финал романа был предопределен. Татьяна не отказывается от любви, но, как видим, избежав соблазна отдаться своему чувству, предпочитает распять любовь на древе долга. Зрелая Татьяна перестает быть импульсивной, ее чувство более спокойно, сдержанно, разумно. Она сознательно делает свой выбор и самое главное — остается в ладу с собой. Будучи замужем, она уже не хочет, как раньше, чтобы «любовь легла на ее жизнь камнем надгробным» (перефразируя А. Ахматову).
Особенность Татьяны в том, что она умудряется жить в гармонии со всем, что ее окружает, и эта гармония соткана из хаоса ее сердцем. Мир, с которым она соприкасается, перестает быть грязным и отвратительным, она облагораживает его, внося в него чистоту и спокойное величие.