Эпиграф к роману - слова Мефистофеля из знаменитого произведения Гете "Фауст". Эпиграф звучит: "Я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо". Как же относится эпиграф сей к произведению "Мастер и Маргарита"? Его можно отнести к такому персонажу, как Воланд. Он ведь Дьявол, верно? Однако в этом романе его нам предоставили немного с иной стороны, нежели нам всем известно. Сей Дьявол был довольно честен с людьми. Он вещал им обо всем и без утайки. Воланд явился в Москву, дабы взглянуть на народ. На тот народ, коим он стал. Но не стоит забывать о проведении того же самого бала - нужно было найти Маргариту, хозяйку бала. Воланд спокойно отреагировал на мое существование. Лишь только заметил, что люди не меняются, что лишь квартирный вопрос из века в век мучит нас. А там Мы, а то есть Я - люди, как люди.
Борис Полевой часто вспоминал слова Петра Николаевича Поспелова, который в военные годы был главным редактором газеты «Правда». Он обращался к своим корреспондентам: «Записывайте, самым подробным образом записывайте все выдающиеся события, свидетелями которых вы становитесь. Записывайте имена, адреса, даты. Сейчас это, может быть, даже и не пригодится, но потом, после войны, приобретёт огромную ценность. Это ваш долг, если хотите, ваша обязанность. Как важно, чтобы среди катаклизмов этой нечеловечески трудной войны ничего бы не затерялось, чтобы не только мы, но дети, внуки, правнуки наши знали, как мы защищали Родину». И они писали, писали для того, чтобы не прервалась связь времён, чтобы живой и горячий интерес будущих поколений к тем, теперь уже давним, событиям не ослабевал, а, наоборот, постоянно возрастал. Современным же литераторам, пишущим о войне, необходимо показать нам, читателям, значимость той борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, преданность Родине, донести до нас чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поступков в самые критические периоды жизни.
Воланд явился в Москву, дабы взглянуть на народ. На тот народ, коим он стал. Но не стоит забывать о проведении того же самого бала - нужно было найти Маргариту, хозяйку бала.
Воланд спокойно отреагировал на мое существование. Лишь только заметил, что люди не меняются, что лишь квартирный вопрос из века в век мучит нас. А там Мы, а то есть Я - люди, как люди.