Левша - тульский оружейник, один из трех мастеровых, исполняющих поручение платова создать изделие, которое было бы достойно большего удивления, чем микроскопическая танцующая стальная блоха работы. левша вместе с товарищами подковывает блоху. левша - искусник, "посрамитель" мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец. образ левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. с одной стороны, левша - искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных мастерам: подкованная левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец. левша отвергает выгодные предложения и возвращается в россию; однако бескорыстие и неподкупность левши, думающего лишь о благе родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого человека. возвратившись на родину, левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы. трагическая судьба левши - человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, - противопоставлена приезжающего вместе с ним в петербург , заботливо принимаемого в посольстве. безразличие, равнодушие к человеческой личности, определив-шие горестную судьбу левши, представлены отличительными свойствами общественной жизни. описание внешности героя ограничивается несколькими значительными деталями: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". изъя-ны левши дополнительное комическое значение его образу, одновременно подчеркивая особую искусность его: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. косоглазие левши является также своеобразным знаком, печатью изгойства, отверженности
свою комедию «ревизор» н. в. гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. этот сюжет интересовал а. с. пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его гоголю.
усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и логически последовательное сплетение событий. «пренеприятное известие» о приезде ревизора; переполох среди чиновников; случайное совпадение ― приезд хлестакова, впопыхах принятого за ожидаемого ревизора, и как результат этого ― ряд комических положений и происшествий; всеобщий трепет перед мнимым ревизором, взятки под видом одолжения денег взаймы при приеме чиновников, сватовство за дочку городничего и «торжество» осчастливленной семьи сквозник‑дмухановского; благополучный отъезд «жениха» и, наконец, неожиданное разоблачение всего случившегося перехваченному письму хлестакова, посрамление «торжества», громовое известие о приезде настоящего ревизора, превратившее всех в «окаменевшую группу», ― такова сюжетная канва, по которой вышил гоголь немеркнущие образы своих героев, дал типы‑характеры, наделив в то же время свою комедию‑сатиру смыслом огромной общественной ценности.
весь ход событий, все поведение действующих лиц, строго мотивированное и вытекающее с полным правдоподобием из личных качеств этих людей и сложившихся ситуаций, связаны в «ревизоре» единством завязки. завязка ― ожидаемый приезда ревизора и «ошибка», которой хлестаков принят за того, кого ожидали. гоголь глубоко продуманно выполнил построения своей пьесы, высказанную его же словами: «комедия должна вязаться сама собой, всей своей массою, в один большой общий узел. завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться того, кто волнует более или менее всех действующих. тут всякий ― герой…»
новаторством гоголя как автора комедии было то, что в «ревизоре» нет обязательной любовной интриги, нет традиционных добродетельных лиц и резонеров и необычно показан порок, который по требованию старых законов непременно должен быть наказан: легкомысленная «пустышка» хлестаков избежал всякого наказания, а плуты‑чиновники, хотя «окаменели», но зрителю известно, что их ждет с приездом настоящего ревизора. сам же автор рознил своих героев правдой их изображения, глубоко верным показывая их существа тем с тем самым юмором и смехом, который, по словам самого гоголя, является единственным «честным», «благородным лицом» в «ревизоре».
свою комедию «ревизор» н. в. гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. этот сюжет интересовал а. с. пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его гоголю.
усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и логически последовательное сплетение событий. «пренеприятное известие» о приезде ревизора; переполох среди чиновников; случайное совпадение ― приезд хлестакова, впопыхах принятого за ожидаемого ревизора, и как результат этого ― ряд комических положений и происшествий; всеобщий трепет перед мнимым ревизором, взятки под видом одолжения денег взаймы при приеме чиновников, сватовство за дочку городничего и «торжество» осчастливленной семьи сквозник‑дмухановского; благополучный отъезд «жениха» и, наконец, неожиданное разоблачение всего случившегося перехваченному письму хлестакова, посрамление «торжества», громовое известие о приезде настоящего ревизора, превратившее всех в «окаменевшую группу», ― такова сюжетная канва, по которой вышил гоголь немеркнущие образы своих героев, дал типы‑характеры, наделив в то же время свою комедию‑сатиру смыслом огромной общественной ценности.
весь ход событий, все поведение действующих лиц, строго мотивированное и вытекающее с полным правдоподобием из личных качеств этих людей и сложившихся ситуаций, связаны в «ревизоре» единством завязки. завязка ― ожидаемый приезда ревизора и «ошибка», которой хлестаков принят за того, кого ожидали. гоголь глубоко продуманно выполнил построения своей пьесы, высказанную его же словами: «комедия должна вязаться сама собой, всей своей массою, в один большой общий узел. завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться того, кто волнует более или менее всех действующих. тут всякий ― герой…»
новаторством гоголя как автора комедии было то, что в «ревизоре» нет обязательной любовной интриги, нет традиционных добродетельных лиц и резонеров и необычно показан порок, который по требованию старых законов непременно должен быть наказан: легкомысленная «пустышка» хлестаков избежал всякого наказания, а плуты‑чиновники, хотя «окаменели», но зрителю известно, что их ждет с приездом настоящего ревизора. сам же автор рознил своих героев правдой их изображения, глубоко верным показывая их существа тем с тем самым юмором и смехом, который, по словам самого гоголя, является единственным «честным», «благородным лицом» в «ревизоре».