2. Анализ рассказа А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» по плану.
1. О ком этот рассказ? Охарактеризуйте главного героя. Как он относится:
- к людям?
- к работе?
- к своему таланту?
Как автор описывает талант героя?
2. От чьего лица ведется рассказ? Охарактеризуйте этого персонажа. Как он относится к главному герою?
3. Какие отношения сложились у Мальцева с Какие факты свидетельствуют об этом?
4. Когда и при каких обстоятельствах мы впервые узнаем имя Мальцева? Как вы думаете, почему?
5. Что случилось 5 июля? Почему это поездка стала для Мальцева последней? Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?
6. Что переживает Мальцева, узнав о том, что машинист ослеп? Почему он не может работать дальше?
7. Как бы вы ответили на во Кости «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?»? Почему этот во задан?
8. Что Мальцеву вернуться к полноценной жизни? Какой смысл вложен в слова Кости: “Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!”?
9. Как описывает автор глаза Мальцева в разные моменты? О чем свидетельствуют такие эпитеты?
10. Как и почему к концу рассказа меняются отношения машиниста и его Почему в последней поездке Костя обращается к Мальцеву на «ты»? О чем свидетельствует последняя фраза рассказа?
11. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Почему мир назван «прекрасным и яростным»? Что в мире можно отнести к прекрасным и яростным силам?
12. Каким образом человек может выстоять в схватке с яростными силами жизни?
Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «...Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.
Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).