Вгоды войны ахматова не хотела уезжать из ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в ташкенте, она не переставала думать и писать о покинутом городе. в ее стихах и материнские слезы и сострадание: сейчас же, в связи с этим вопросом в широком его понимании, я хочу напомнить лишь об одном редчайшем феномене ее творчества - о ее поэтических откликах на вторую мировую войну. они хорошо известны и получили заслуженное признание. но я, не боясь общих мест, хочу сказать, что в этих стихах : - один из высочайших духовно-поэтических взлетов поздней лирики ахматовой за все время ее существования. без таких стихотворений, как "мужество", "постучись кулачком - я ", "победителям", и примыкающих к ним поэзия ахматовой выглядела бы не совсем такой, какой мы ее знаем. читая некоторые из этих стихотворений, забываешь о наших реалиях - о стиле, лексике, фонике, поэтическом синтаксисе. таково стихотворение о мальчике, соседе ахматовой по ленинградской квартире, погибшем в блокаду: постучись кулачком - я открою. я тебе открывала всегда. я теперь за высокой горою, за пустыней, за ветром и зноем, но тебя не никогда.. твоего я не слышала стона, хлеба ты у меня не просил. принеси же мне ветку клена или просто травинок зеленых, как ты прошлой весной приносил. принеси же мне горсточку чистой, нашей невской студеной воды, и с головки твоей золотистой я кровавые смою следы. 1942, ташкент пронзительны по своей трагической силе стихи, которые а. ахматова посвятила соседу по квартире в фонтанном доме вале смирнову. мальчик умер от голода во время блокады. в произведениях "постучи кулачком - я открою… " (1942) и "памяти вали" (1943) героиня творит обряд поминовения: помнить - значит не предавать, спасать от смерти. строка пятая стихотворения "постучи… " первоначально читалась: "и домой не вернусь никогда". пытаясь избежать ужасного и дать место трагическому оптимизму, а. ахматова заменила ее строкой "но тебя не никогда… ". во второй части начинает звучать надежда на новую весну, возрождение жизни, появляется мотив искупления, очищения мира от греха (омовение водой) , "кровавые следы" на голове у ребенка - раны войны и уколы тернового венца мученика.
Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» является одним из самых известных посвящённых войне. Его автор: Михаил Исаковский. Это стихотворение давно стало народной песней, под которую бывшие фронтовики и члены их семей встречали День Победы – Девятое Мая – праздник со слезами на глазах. О чем же пишет автор прекрасного стихотворного текста? Солдат вернулся с Великой Отечественной войны в своё родное село. Вся его семья уничтожена врагом, дома нет. Немецко-фашистские оккупанты стали лютыми палачами его жены – Прасковьи. Боец нашёл на перекрёстке двух просёлочных дорог, в чистом поле даже не памятник, а малоприметный бугорок – могилу жены. Воин не верит тому, что произошло. Он обращается к жене так, как будто она жива. Он говорит: «Встречай, Прасковья, героя - мужа своего…». Но в ответ никто не отозвался. Только тёплый летний ветер летел над землёй, качая степные травы, выросшие в поле, которое некому вспахать. Солдат оглушен и ошеломлён своим горем, он подавлен и раздавлен. Он, как контуженный, который не понимает куда идёт и с кем говорит. Его горе настолько велико, что он даже отказывается его понимать и принимать. Он продолжает монолог, обращённый к воображаемой женщине. Он говорит: «Сойдутся вновь друзья, подружки, но не сойтись вовеки нам...». За что воину свою страну и весь мир от фашистской чумы, такое великое горе?! Но жизнь, штука не справедливая и скорбная… Он покорил три державы, он стал властелином Европы, а дома он познал горе и боль... В конце стихотворения солдат плачет… А на груди его, отражая лучи яркого Солнца, светится золотом медаль «За освобождение Будапешта». Медаль это образ-деталь. Она является символом ратного подвига и освобождения от вселенского горя и позора КОММЕНТАРИИ ОТМЕТИТЬ НАРУШЕНИЕ!
КОММЕНТАРИИ ОТМЕТИТЬ НАРУШЕНИЕ!