2) Обратите внимание на слова, которые вспоминает Шухов: «Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Что такое тайга? Где она находится? В каком значении употреблено это слово здесь? 3) Опишите характер Шухова. Какие черты его личности важно было подчеркнуть автору? Шухов - мужик, крестьянин. Он обладает личным достоинством. Его характеризуют природный ум, крестьянская психология, народные черты, умение выжить, наблюдательность, осторожность, осмотрительность, скептическое отношение и недоверие к власти, умная независимость, умное покорство судьбе, умение при к обстоятельствам (об этих качествах Шухова писал В. Шаламов). В чём разница между словами при / при и при ? Какое слово описывает поведение Шухова в лагере?
4) Как Шухов относится к работе? Прочитайте высказывания из повести о работе: «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху»; «От работы лошади дохнут. Это понимать надо. Ухайдакался бы сам на каменной кладке – небось бы тихо сидел»; «… Кряхти да гнись. А упрёшься – переломишься»; «Шухов однажды обсчитал инструментальщика и лучший мастерок зажилил. И теперь каждый вечер он его перепрятывает, а утро каждое, если кладка будет, берёт» (Тяжёлый физический труд не только изнурял силы, но и заключённых).
5) Язык повести имеет свою специфику. Его отличают своеобразный синтаксис и характерная лексика, передающие речь главного героя. Ряд слов и оборотов может вызвать вопросы и у читателя-носителя языка, поэтому нужно учитывать, что иностранец будет испытывать трудности, даже отыскав значение всех новых слов по словарю. Солженицын – создатель «Словаря языкового расширения», в который вошли слова, отсутствующие в русском языке, но потенциально возможные. Источником вдохновения послужил словарь В.И. Даля (покажите учащимся портрет В.И. Даля, расскажите о музее В.И. Даля в Москве). В тексте повести используется крестьянская лексика, диалектные слова: «… Он стал есть её медленно, внимчиво».
После публикации повести в язык вошли слова из тюремного арго: зэк – лагерный жаргон, от сокращённого написания слова «заключённый» «з/к»; шмон (шмонать) – обыск; закосил (косить, косануть) – воспользоваться, присвоить что-либо вопреки установленным правилам, закосить день – суметь не выйти на работу.
Обращаем внимание на языковую игру, примеры редупликации: маслице - фуяслице, фуимется – поднимется. Эти примеры могут послужить поводом для деликатного знакомства с русской обсценной лексикой. В. Шаламов писал Солженицыну: «… Лагерный быт, лагерный язык, лагерные мысли не мыслимы без матерщины, без ругани самым последним словом. В других случаях это может быть преувеличением, но в лагерном языке – это характерная черта быта, без которой решать этот вопрос успешно (а тем более образцово) нельзя. Вы его решили. Все эти «фуяслице», «…яди», всё это уместно, точно и – необходимо».
6) Знаете ли вы роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»? Один из братьев Карамазовых – Алёша. Некоторые его черты мы узнаём в образе баптиста Алексея (обратите внимание на возможные формы имени: Алексей – Алёша – Алёшка – Лёша).
7) Что происходит с теми, кто не умеет при к жизни в лагере? Перечитайте фрагмент о бунте Буйновского: «Вы права не имеет людей на морозе раздевать! Вы девятую статью уголовного кодекса не знаете! Имеют. Знают. Это ты, брат, ещё не знаешь».
Отец семьи хотел покончить жизнь суицидом, но "Чудесный" доктор его и семье. Он выписал бесплатное лекарство и дал денег для проживания. Позже отец смог найти работу, а сын занял важную должность.
Все это произошло, хотя семья была на грани смерти.
Ты там переделай чуток и абзацы с запятыми поставь ошибки могут быть, слова некоторые замени
Барыня привезла Герасима из деревни к себе в город на службу. Ему купили одежду, сапоги и определили его дворником. Свою работу дворник Герасим исполнял очень усердно и аккуратно, любил во всём порядок. За эти качества его уважали и побаивались.
Барыня жаловала Герасима, как верного и сильного сторожа. Она держала многочисленную прислугу. Из всей прислуги прачка Татьяна полюбилась главному герою своим кротким и робким нравом. Встретив её, он радовался и старался угодить ей. Герасим охранял и оберегал Татьяну от насмешек и колких словечек.
По распоряжению барыни башмачника Капитона женили на прачке Татьяне. Конечно, это очень не понравилось Герасиму, он переживая, долго просидел в своей коморке. А потом подарил Татьяне красный, бумажный платок. И когда башмачника с прачкой отправили в деревню, Герасим пошел провожать их. В этом проявился его кроткий и добрый нрав.
На обратном пути Герасим нашел голодного и замерзшего щенка, которого по доброте своей забрал с собой. Он ухаживал за своей питомицей, как мать ухаживает за своим ребенком. Герасим назвал собаку Муму. Он очень сильно полюбил ее, а она ласкалась ко всем, но любила одного дворника.
Конечно, барыня даже не подозревала о существовании Муму. После одного неприятного случая она распорядилась, чтобы собачка больше не показывалась на дворе, слуга исполнил ее приказ и отнес ее на базар. В то время, когда Герасим не обнаружил в коморке и на дворе собаку, он очень сильно расстроился. Потом Муму вернулась к дворнику. Герасим стал очень осторожен, выгуливал собаку только по ночам и всячески старался скрыть ее от людских глаз. В конце концов про собаку все-таки узнали. От барыни последовал приказ убить щенка. Герасиму это было трудно сделать, но он решился.
На следующий день дворник пошел в харчевню, поел сам и накормил Муму. Он решил пойти к реке и утопить собаку. Конечно, Герасиму было очень жалко Муму, но он не мог не выполнить приказания барыни. После всего этого дворник Герасим возвратился в свою деревню и стал жить, как и прежде.
Мне очень нравится дворник Герасим, потому что он сильный, мужественный, старательный, трудолюбивый. Он любую работу стремится выполнить хорошо. Герасим добрый, старается защитить тех, кто слабее его. Он очень любит животных и с нежностью заботится о них. Вот за эти качества мне нравится Герасим из рассказа И. С . Тургенева «Муму».