2. определите роль данного эпизода в произведении. для подтверждения собственных идей
используйте цитаты из произведений
куи девушек с мешками ломились в хату чуба, окружили оксану. крик, хохот, рассказы
оглушили кузнеца. все спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки и
хастались паляницаи, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои
колядки. оксана, казалось была в совершенном удовольствия и радости, болтала то с той, то с
другою и хохотала без умолку, с какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и
на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума, — э, одарка! - сказала веселая
красавица, оборотивопись к одной из девушек, — у тебя новые черевики! ах, какие хорошие и с
золотом! хорошо тебе, одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает, а мне
некому достать такие славные черевики. — не тужи, моя ненаглядная оксанаl - подхватил
кузнец - я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит. — ты? - сказала, скоро и
надменно поглядes на него, оксана. — посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые могла
бы я надеть на свою ногу. разве принесешь те самые, которые носит царица — видишь, каких
захотела! — закричала со смехом девичья толпа, — да, — продолжала гордо красавица, - будьте
все вы свидетельницы: если кузнец вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то
вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.
[5]
Все начинается с того, что два друга, Юра Баранкин и Костя Малинин, получают двойки по геометрии на самой первой неделе сентября. Их одноклассники возмущены, ведь они все очень хотели быть лучшими в школе по успеваемости и надеялись, что каждый ученик приложит все усилия. А два беззаботных друга не пожелали тратить время на подготовку к уроку и подвели своих товарищей. Особенно обидным для всех оказался тот факт, что это были самые первые оценки в классе в начавшемся году. Юра и Костя, в свою очередь, не понимают всеобщего возмущения, они считают, что если бы математик вызвал кого-то другого, то и проблемы бы не было, а сами они - ни при чем.
Общим собранием класса было принято решение заниматься с отстающими, чтобы они не позорили весь коллектив, а начать должен отличник Миша Яковлев в ближайшее воскресенье сразу после посадки деревьев в саду.
Утром в воскресенье, ожидая одноклассников, друзья обсуждают собрание и возмущаются тем, что должны вместо воскресного отдыха заниматься общественной деятельностью и зубрить геометрию. Особенно обидным Юре кажется призыв отличницы Зины - «Баранкин, будь человеком!» Как будто он и не человек вовсе! А вот здорово, наверно, быть не человеком, а воробьем, например! Сидишь себе на ветке, чирикаешь целый день и никаких уроков, никаких общественных поручений! И так эта идея увлекает ребят, что сочинив наскоро нехитрое заклинание, они поочередно превращаются в воробьев, бабочек и муравьев. Однако, такая жизнь оказалась совсем небеззаботной. Выяснилось, что нужно и учиться, и работать, и еду искать, и уворачиваться от многочисленных опасностей. Воробьи от кошек, в них стреляют из рогатки. На бабочек охотятся юннаты, собирая их в коллекции, кроме того, осенью они ложатся спать и неизвестно удастся ли им проснуться по весне. А муравьи вообще работают до наступления темноты, подчиняясь инстинктам, и на них нападают мирмики, ведя очень жестокую и кровопролитную войну. И никто, абсолютно никто не знает, что такое воскресный отдых!
Снова став людьми, ребята совершенно меняют свою жизнь. Начинают с удовольствием участвовать в общественных заданиях и усердно учиться. Побывав воробьями, бабочками и муравьями, они на собственном опыте поняли, как важно много знать, много уметь и быть трудолюбивыми. Именно знания делают человека Человеком.