2. Определите тему и идею стихотворения. Объясните своё мнение об отношении лирического героя к окружающему миру. K С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи ГОЛЫ...» Тема Идея Отношение лирического героя к миру
Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели» . Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя. Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая» . Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком» , и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора. Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной» . Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку» , потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской» . Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка» , «дуй на всю железку» , «последний перегон» , «шел на первой скорости» , «браток» . Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый» . Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой» , «почем фунт лиха стоит» . Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...» . «Перед войной поставили домишко. » Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых» , которые «сопли по бумаге размазывали» . «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала. » Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки» . Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал» . Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего. » кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрыс
ответ:Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974-м году. Поводом для её написания послужил один случай. Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале. Там он увидел женщину, которая стояла у таблички «солдат Николай». Она возлагала цветы. Борис Львович с её, что это за солдат. А она ответила: «в списках не значился». И писатель решил, что посвятит повесть солдату Николаю. И назовёт её «в списках не значился».
Произведение «в списках не значился» написана в жанре повести. Она разделена на пять частей. У частей нет названия. Нет глав. Каждая часть посвящена определённому эпизоду военной службы и жизни лейтенанта Николая Плужникова.
В основу повести легла не вымышленная история об обороне Брестской крепости. Именно она первой приняла на себя фашистский удар 22-го июня 1941-го года. Штурм начался внезапно. В 4 часа утра, когда офицеры крепости и их семьи мирно спали, немцы обрушились. Сокрушительным прицельным огнём уничтожили практически все склады боеприпасов и гарнизоны связи. Погибло много людей. Однако уже наследующий день после нападения, фашисты получили мощный отпор, что явилось для них полной неожиданностью. Не смотря на активное сопротивление русских защитников, гитлеровцам всё же удалось захватить крепость. Сыграл роль фактор неожиданности и численное превосходство с немецкой стороны. Но и после того, как крепость была захвачена, оставшиеся в живых измученная горстка солдат, продолжала вести бой из развалин.
Николай плужников, центральный герой повести, был кадровым офицером. Он окончил военное училище. Ему светила служба при этом училище. Но Николай захотел обыкновенной службы. Что бы он мог командовать настоящими солдатами, и есть с ними из одного котелка. Желание его выполнили. Отправили на настоящую службу. Но поставили условие, что через год отзовут обратно в училище. Однако война изменила все планы.
Автор ставит героя в различные ситуации. В основном он характеризуется как отважный солдат, который ни за что не сдаст свои позиции. Но также описываются и моменты трусости. Два раза он сбежал с места битвы. И оба этих раза он свою жизнь. В первый раз они убегают вместе с товарищем сальниковым, оставляя сослуживцев справляться самих. За что получает нагоняй от старшего лейтенанта. Понимает, что получил заслуженно. Возвращается в костёл, именно оттуда они убежали с товарищем.
Второй раз он убежал, оставив сослуживца Сальникова сражаться одному против группы немцев. Но в этот раз он убегает, понимая, что ни чем не сможет товарищу. Очень сожалеет об этом. В этот раз он жизнь себе, потому что хочет ещё воевать. Защитить родину от врагов.
Николай Плужников описывается как сочувствующий человек, который ради друзей и родных может сделать всё возможное. Так, во время боёв не хватало не только еды, но и воды. Воду использовали для пулемётов. Даже умирающим её давали «по столовой ложке». Плужников, зная об этом, всё равно приносит добытую в великой опасности воду, тяжело раненому товарищу Владимиру Денищику.
В другой раз, он не бросает на произвол судьбы хромоногую девушку, которая становится его любимой. К сожалению, девушке суждено погибнуть. Но Николай никогда этого не узнает.
А однажды он не выполнил приказ. Не смог застрелить пленного немца. Отпустил его. Хотя незадолго до этого застрелил сослуживца Федорчука. Федорчук пропал. Его пошли искать. Нашли, идущим в плен спокойной походкой, с белой марлей в поднятых руках. Николая волнует не сам факт сдачи сослуживца в плен, а то, как он это делает.
Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя. Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая» . Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица.
Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком» , и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора. Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной» . Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу.
Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку» , потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской» . Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка» , «дуй на всю железку» , «последний перегон» , «шел на первой скорости» , «браток» . Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый» .
Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой» , «почем фунт лиха стоит» . Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...» . «Перед войной поставили домишко. » Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых» , которые «сопли по бумаге размазывали» . «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала. »
Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки» . Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал» . Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего. » кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрыс
ответ:Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974-м году. Поводом для её написания послужил один случай. Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале. Там он увидел женщину, которая стояла у таблички «солдат Николай». Она возлагала цветы. Борис Львович с её, что это за солдат. А она ответила: «в списках не значился». И писатель решил, что посвятит повесть солдату Николаю. И назовёт её «в списках не значился».
Произведение «в списках не значился» написана в жанре повести. Она разделена на пять частей. У частей нет названия. Нет глав. Каждая часть посвящена определённому эпизоду военной службы и жизни лейтенанта Николая Плужникова.
В основу повести легла не вымышленная история об обороне Брестской крепости. Именно она первой приняла на себя фашистский удар 22-го июня 1941-го года. Штурм начался внезапно. В 4 часа утра, когда офицеры крепости и их семьи мирно спали, немцы обрушились. Сокрушительным прицельным огнём уничтожили практически все склады боеприпасов и гарнизоны связи. Погибло много людей. Однако уже наследующий день после нападения, фашисты получили мощный отпор, что явилось для них полной неожиданностью. Не смотря на активное сопротивление русских защитников, гитлеровцам всё же удалось захватить крепость. Сыграл роль фактор неожиданности и численное превосходство с немецкой стороны. Но и после того, как крепость была захвачена, оставшиеся в живых измученная горстка солдат, продолжала вести бой из развалин.
Николай плужников, центральный герой повести, был кадровым офицером. Он окончил военное училище. Ему светила служба при этом училище. Но Николай захотел обыкновенной службы. Что бы он мог командовать настоящими солдатами, и есть с ними из одного котелка. Желание его выполнили. Отправили на настоящую службу. Но поставили условие, что через год отзовут обратно в училище. Однако война изменила все планы.
Автор ставит героя в различные ситуации. В основном он характеризуется как отважный солдат, который ни за что не сдаст свои позиции. Но также описываются и моменты трусости. Два раза он сбежал с места битвы. И оба этих раза он свою жизнь. В первый раз они убегают вместе с товарищем сальниковым, оставляя сослуживцев справляться самих. За что получает нагоняй от старшего лейтенанта. Понимает, что получил заслуженно. Возвращается в костёл, именно оттуда они убежали с товарищем.
Второй раз он убежал, оставив сослуживца Сальникова сражаться одному против группы немцев. Но в этот раз он убегает, понимая, что ни чем не сможет товарищу. Очень сожалеет об этом. В этот раз он жизнь себе, потому что хочет ещё воевать. Защитить родину от врагов.
Николай Плужников описывается как сочувствующий человек, который ради друзей и родных может сделать всё возможное. Так, во время боёв не хватало не только еды, но и воды. Воду использовали для пулемётов. Даже умирающим её давали «по столовой ложке». Плужников, зная об этом, всё равно приносит добытую в великой опасности воду, тяжело раненому товарищу Владимиру Денищику.
В другой раз, он не бросает на произвол судьбы хромоногую девушку, которая становится его любимой. К сожалению, девушке суждено погибнуть. Но Николай никогда этого не узнает.
А однажды он не выполнил приказ. Не смог застрелить пленного немца. Отпустил его. Хотя незадолго до этого застрелил сослуживца Федорчука. Федорчук пропал. Его пошли искать. Нашли, идущим в плен спокойной походкой, с белой марлей в поднятых руках. Николая волнует не сам факт сдачи сослуживца в плен, а то, как он это делает.
Объяснение: