1. Достоевский " Преступление и наказание" (Сонечка Мармеладова взяла на себя ответственность за свою семью, которая могла бы просто умереть с голода, и именно поэтому стала зарабатывать на жизнь таким 2. Булгаков " Собачье сердце" - ( профессор Преображенский с точки зрения науки сделал удачный эксперимент и совершил открытие, но он не предусмотрел того, что последствия могут быть настолько плачевны .Произведение затрагивает тему ответственности профессора за свой медицинский эксперимент) 3. Толстой " Кавказский пленник" ( в произведении пленный Жилин берёт на себя ответственность за пассивного Костылина и не бросает его. Это пример моральной ответственности за человека.) 4. Шолохов " Судьба человека " ( Соколов подбирает сироту Ванечку , тем самым берёт на себя ответственность за ребёнка и его дальнейшую судьбу) 5. Тургенев " Муму " ( Можно сказать, что Герасим взял на себя ответственность за собаку , но не смог быть ответственным. Так как не мог ослушаться барыни. И не потому что Герасим был безответственным, время было такое, нельзя было ослушаться своего хозяина)
Образ романтического «благородного разбойника» в литературе хорошо известен. «Благородные разбойники» - это всегда представители дворянства, которые отвержены своим сословием, оскорблены продажным законом или обмануты коварными друзьями. Владимир Дубровский продолжает галерею романтических «благородных разбойников». Почему он им стал? Не имея настоящей семьи (мать умерла рано, отца видел редко), он глубоко уважал семейные связи, почитал отца и очень любил дом, в котором вырос. После смерти отца Владимир узнал о том, что Троекуров с обмана отобрал последнее, что связывало Дубровского с поместье в Кистеневке, и он предпочел поступить как истинно романтический герой – сжег дом, вместе с преданными слугами ушел в лес и занялся разбоем. Его поступок понятен: он не смог бы оставить в чужих руках память о матери и отце, поэтому не случайно в ночь перед поджогом Дубровский находит и читает письма матери. Владимира Дубровского можно было бы сравнить с Робином Гудом: Дубровский с сообщниками грабил только богатых помещиков. Но как мог благородный дворянин, офицер встать на путь преступления закона? У него просто не было другого выбора – ему грозила нищая жизнь, и никакой закон уже не вернул бы ему поместье: все сроки на обжалование решения судьи были пропущены, а документы на поместье давно сгорели в пожаре. Чувствуя свое бессилие перед обстоятельствами, Дубровский не видел иного выхода. Дорога «вне закона» всегда портит человеческую натуру: ощущение безнаказанности и вседозволенности делает человека жестоким и дерзким. Владимир Дубровский до последнего момента сохранил благородство, сумел полюбить и простить: именно из-за Маши он не стал мстить Троекурову и князю Верейскому. Но в самом конце А.С. Пушкин развенчивает образ «благородного разбойника», когда Дубровский стреляет в офицера. Убийство – это уже не благородство, и с этого момента Дубровский становиться просто разбойником. Преступление, даже если оно «благородное», всегда только преступление.
2. Булгаков " Собачье сердце" - ( профессор Преображенский с точки зрения науки сделал удачный эксперимент и совершил открытие, но он не предусмотрел того, что последствия могут быть настолько плачевны .Произведение затрагивает тему ответственности профессора за свой медицинский эксперимент)
3. Толстой " Кавказский пленник" ( в произведении пленный Жилин берёт на себя ответственность за пассивного Костылина и не бросает его. Это пример моральной ответственности за человека.)
4. Шолохов " Судьба человека " ( Соколов подбирает сироту Ванечку , тем самым берёт на себя ответственность за ребёнка и его дальнейшую судьбу)
5. Тургенев " Муму " ( Можно сказать, что Герасим взял на себя ответственность за собаку , но не смог быть ответственным. Так как не мог ослушаться барыни. И не потому что Герасим был безответственным, время
было такое, нельзя было ослушаться своего хозяина)