, . 2. По словарю иностранных слов определите значение нарный, кворум, перманентный, дискуссия, президиум, и оратор, подсекция. Составьте с каждым из них предложен
События, описанные в романе, происходят в петербурге. петербург достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не к человеческому очагу, не к человеческому жилью. ведь жутко жить не только в «гробу» , который снимает раскольников, но и в уродливом «сарае» сони, и в «прохладном углу» , где обитает мармеладов. писатель заставляет нас заглянуть в один из «углов» столицы — семью мармеладовых, и нам открывается бездна. мармеладов.. смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой, шут, своим «ораторством» потешающий кабацких завсегдатаев. но этот «забавник» — человек подлинно трагической судьбы. исповедуясь перед раскольниковым, мармеладов скажет: «некуда идти человеку, а ведь это надобно» . сущность жизненной драмы мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам мармеладов. этот, грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери деньги на похмелье, чем-то трогает раскольникова, запоминается ему. чувствуется что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение. он не винит жену в том, что она, может быть, сама тоге не желая («не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точно* ») , толкнула соню на улицу. дочь же свою мармеладов вообще считает святой. семен захарыч раскаивается в своей «слабости» , ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную катерину ивановну, в запальчивости он кричит: «я прирожденный скот! ? > мармеладов — слабый, безвольный человек, но он способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. душа его не очерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. мармеладов любит жену и ее маленьких детей. особенно трогательны слова катерины ивановны на поминках мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.
мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять. соня смогла понять раскольникова-убийцу, значит, и мармеладов заслуживает если не оправдания, то, по крайней мере, сострадания. таков мир, в котором живут герои достоевского, мир «униженных и оскорбленных» , «погибших и погибающих» . трагизм мармеладова заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: он ясно видит, что их гибель близка и неизбежна, и находится в состоянии приговоренного к смерти. всем содержанием романа достоевский показывает полную невозможность найти какой-либо достойный выход, если оставаться в этом обществе и принимать его законы; жить в таком обществе человеку невозможно! это главный вывод из poмaнa.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому — все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего. Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”. И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался — нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай — это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия “честь и благородство” вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден. А ведь Швабрин — образованный человек, он не был “недорослем”, каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность — две разные вещи. Более того — огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался. Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других — приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай его от смерти. И причиной этому — тоже благородство Петра, проявившего в отношении “вожатого”, который когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение. Отклоняет опять же — из чувства благородства: он присягнул служить императрице. Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того — проникся к нему симпатией и даже в освобождении Маши Мироновой. И все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря. Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть — на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так. Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.
петербург достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен.
куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не к человеческому очагу, не к человеческому жилью. ведь жутко жить не только в «гробу» , который снимает раскольников, но и в уродливом «сарае» сони, и в «прохладном углу» , где обитает мармеладов.
писатель заставляет нас заглянуть в один из «углов» столицы —
семью мармеладовых, и нам открывается бездна.
мармеладов.. смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой, шут, своим «ораторством» потешающий кабацких завсегдатаев. но этот «забавник» — человек подлинно трагической судьбы.
исповедуясь перед раскольниковым, мармеладов скажет: «некуда идти человеку, а ведь это надобно» . сущность жизненной драмы мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. ему остается одно — погибнуть,
и он гибнет, и гибель его неизбежна.
но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам мармеладов.
этот, грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери деньги на похмелье,
чем-то трогает раскольникова, запоминается ему.
чувствуется что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение. он не винит жену в том, что она, может быть, сама тоге не желая («не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точно* ») , толкнула соню на улицу. дочь же свою мармеладов вообще считает святой.
семен захарыч раскаивается в своей «слабости» , ему тяжело видеть голодных детей
и чахоточную катерину ивановну, в запальчивости он кричит: «я прирожденный скот! ? > мармеладов — слабый, безвольный человек, но он способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. душа его не очерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. мармеладов любит жену и ее маленьких детей. особенно трогательны слова катерины ивановны на поминках мармеладова о том,
что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.
мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять. соня смогла понять раскольникова-убийцу, значит, и мармеладов заслуживает если не оправдания,
то, по крайней мере, сострадания.
таков мир, в котором живут герои достоевского, мир «униженных и оскорбленных» , «погибших и погибающих» .
трагизм мармеладова заключается не только в безысходности,
но и в осознании этого тупика: он ясно видит, что их гибель
близка и неизбежна, и находится в состоянии приговоренного к смерти.
всем содержанием романа достоевский показывает полную невозможность найти какой-либо достойный выход, если оставаться в этом обществе и принимать его законы;
жить в таком обществе человеку невозможно!
это главный вывод из poмaнa.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому — все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего. Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.
И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался — нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай — это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия “честь и благородство” вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден. А ведь Швабрин — образованный человек, он не был “недорослем”, каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность — две разные вещи. Более того — огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.
Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других — приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай его от смерти. И причиной этому — тоже благородство Петра, проявившего в отношении “вожатого”, который когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение. Отклоняет опять же — из чувства благородства: он присягнул служить императрице.
Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того — проникся к нему симпатией и даже в освобождении Маши Мироновой. И все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря.
Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть — на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так.
Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.