2. Пригадайте, що ви знаєте з уроків історії про Тридцятилітню війну.
З якою метою Брехт у ХХ ст. звернувся до подій, що відбулися в ХVII столітті?
3. Прочитайте першу репліку фельдфебеля про війну. Чому він дійшов
висновку, що «без війни порядку нема»? Чи здивували вас такі його
міркування?
4. Яке враження справила на вас перша зустріч із матінкою Кураж?
7. Як ви розумієте такі слова фельдфебеля?
Хоче війною жити,
Мусить їй щось сплатити.
11. Як сприйняли мир матінка Кураж, священник і кухар? Чим вони керувались у своєму ставленні до миру?
12. Пригадайте, кому з персонажів належать такі слова: «…Чесноти вже
не оплачуються, оплачуються лише вади, такий уже світ, хоч мусив би
іншим бути!». Чому цей персонаж зробив такий висновок? Чи згодні ви
з ним?
16. Чи є серед вчинків матінки Кураж ті, які свідчать про її людяність?
17. Поміркуйте, чому Брехт не зобразив прозріння матінки Кураж.
20. Розкрийте сенс фіналу твору
Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель — создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).
Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.
Основной конфликт классицистических произведений — это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный — в пользу чувства.
То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию — смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои — монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.
Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» — места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения не должно было превышать нескольких часов, в крайнем случае — одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить*.
Итак, характерные черты литературного классицизма:
— чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких — трагические и возвышенные);
— чистота языка (в высоких жанрах — высокая лексика, в низких — просторечная);
— герои строго делятся на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;
— соблюдение правила «трех единств»;
— в произведении должны утверждаться положительные ценности и государственный идеал.
Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты, во-одушевленные петровскими реформами, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества, которое представлялось им разумно устроенным организмом. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека. Они полагали, что природа человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам
По хронологии:
1. Детская одаренность. Взрослые часто пропускают это, а можно было вырастить талант. (Главный герой хотел быть художником, а стал летчиком).
2. Умение распознавать дурное и не дать ему разраститсь. (На примере баобабов Принца).
3. Первая любовь очень трудная и не сразу понятная. (Роза Принца).
4. Вхождение во взрослую жизнь без должного багажа знаний и психологической готовности. (Маленький принц не понял взрослых, живущих на астероидах).
5. Уникальность личности и социализация. (Принц узнал, что роз много, но его осталась особенной).
6. Проблематика дружбы. Неумение дружить. (Лис учит принца Дружбе).
7. ответственность за тех кого приручили.
8. Умение понимать ребенка. (Рисунки летчика для мальчика).
9. Страх смерти и ее принятие. (Возвращение Принца домой).