Что такое дурное общество в нашем понимании? порочное, низменное, бездуховное. и такое общество бродяг-бездомных показано, но показано в контрасте с "благополучными", как семья мальчика, например, главного героя, оставшегося без матери, других жителей города. что показал этот контраст? и в той, и в этой среде бывают разные. можно в благополучной обстановке быть безнравственным, и в "дурном обществе" сохранить благородство, как семья тыбурция. именно условия жизни васи, неизлечимо больной маруси потрясли героя. но живя в "подземелье; ", в заброшенной часовне, воруя от безысходности, они преподнесли мальчику урок доброты, заботы друг о друге, настоящей семьи. ведь не случайно главного героя тянуло к этому душевному теплу. и в то же время отец мальчика, "благополучный", уважаемый в городе человек, убитый смертью жены, не поддержал сына, оказался слабее в отличие от него, не допуская мысли, что мальчик может страдать тоже, а отдавая всю любовь и ласку дочери соне, потому что она была похожа на мать. даже он, умный человек, поверил, что сын связался с дурной компанией, не доверял ему, отталкивая, воздвигал стену в их отношениях. иногда поражаешься: мальчик, скитаясь, убегая из дома, в котором он "никому не был нужен", кроме сестры(ни няне, ни отцу), смог сохранить духовность в себе, не сломаться, детям, порадовать марусю куклой сони. кто "открыть" глаза на своего же ребёнка? тыбурций, представитель "дурного общества", воришка, чужой человек, который мальчика , как оказалось, знал лучше , чем родной отец, и встал на его защиту. отец и сын "нашли" друг друга. стена рухнула. а если бы не тыбурций? ! что пытается нам доказать короленко? нельзя поверхностно, стереотипно судить о людях любой среды, любой социальной группы, живут ли они в катакомбах или в дворцах.
Вповести «детство» автор заставляет нас задуматься над вопросом: «а какая она жизнь? » и описывает её со всеми плюсами и минусами, светлыми и темными сторонами. образцом мудрости можно назвать бабушку акулину ивановну. это человек большого природного ума, художественного дарования и сердечной отзывчивости. и к завистливым сыновьям, и к озлобленному мужу она добра. и все тянутся к ней, в том числе иалеша, найдя в бабушке советчика, учителя, доброго друга и защитника. у бабушки была приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым. волосы у нее были черные, густые, длинные и непослушные. говорила бабушка весело, складно, нараспев. мальчика никто не любил, кроме бабушки. она приобщила будущего писателя к народным песням, стихам, былинам. бабушка заменила ему мать. акулина ивановна много времени проводила с алешей. она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. мальчик наблюдал за тем, как она относится к цыганку, мастеру григорию. радовался вместе с ней на празднике: в танце проявлялся весь ее яркий характер. «бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». её движения были красивы, в них присутствовало богатство творческих сил. алеша восхищался ее смелостью во время : и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. был потушен, бабушка получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других. бабушка учила алешу быть добрым, смелым, терпеливым. она стала для него самым дорогим и близким человеком.