2. Прочитайте произведения Бунина, учитывая советы Паустовского, обращая внимание на ритм, выбор слов, описание героев и их поступков, определяя отношение автора к героям. (ответ на этот во
Андрий ставил любовь к жещине выше любви к Родине и дружбы. Именно поэтому он совершает предательство в надежде на взаимность панночки.
Для его брата Остапа дружба и товарищество были на первом месте, а для Тараса превыше всего была любовь к Родине.
Все зависит от взглядов каждого человека. Ведь, по идее, поступок Андрия двоякий. С одной стороны, он предал Родину, семью и друзей, а с другой - променял их на любовь. Т.е. нельзя сказать, что он поступил плохо из-за каких-то корыстных целей, его цели были высокими, но эгоистичными. Однако, что на чаше весов перевесит, это каждый решает для себя сам.
Во-первых, это безусловное оправдание ее героев, запорожских казаков. Раз они защищают русскую землю от врагов, раз они защищают русскую веру — то какие могут быть к ним претензии? Они — образец для подражания, ими следует восхищаться, а их, мягко скажем, недостатки особой роли не играют. Такой подход был свойственен советской школе, но встречается и в наши дни.
Во-вторых, это безусловная демонизация запорожских казаков. Они подаются как отпетые бандиты, как кровожадные чудовища, нечто вроде орков из «Властелина колец» Толкина. Весь смысл повести, таким образом, сводится к описанию жестокостей . Это веяние возникло в 90-е годы на волне критического (а зачастую и некритического) пересмотра традиционных представлений. Кстати, представители такого подхода уверены, что «Тараса Бульбу» вообще лучше исключить из школьной программы, что детям вредно его читать.
Оба подхода ошибочны. А истина лежит даже не посередине, а вообще в другой плоскости. Все ведь значительно сложнее, и чтобы правильно понимать «Тараса Бульбу» (да и вообще гоголевскую прозу), надо сразу настроиться на то, что быстро и просто понять не получится. Придется думать, сопоставлять и разные произведения Гоголя, и биографические моменты, и исторические факты.
Я попробую сформулировать несколько вещей, которые надо учитывать, говоря о «Тарасе Бульбе». Ничего нового, впрочем, не скажу, все это есть не только в сугубо научной, но и в научно-популярной литературе — однако в школе это не всегда рассказывают.
Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. один из них, миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена“маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка”. мужики соглашаются и садятся. миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и добивает ее. раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно. атмосфера происходящего раскалена сильнейшими чувствами. с одной стороны, это злостная, агрессивная страсть разнузданной толпы, с другой — невыносимое отчаяние маленького роди, сотрясающее его сердце жалостью к “бедной лошадке”. и в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. не случайно, создавая эту страшную картину, достоевский использует много восклицательных знаков. главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой раскольникова. перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и “заедает” чужой, но после раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое. сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство отвратительно душе и сердцу раскольникова. но в реальности мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об “обыкновенных” и “необыкновенных” людях на практике думать об убийстве и его полезности, заглушать муки натуры. достоевский вкладывает в первый сон главного героя свои мысли о причинах преступления и о противоестественности убийства. родной городок — это символ и самого петербурга. кабак, пьяные мужики, удушливая атмосфера — все это неотъемлемые составляющие петербурга времен достоевского. автор считает, что петербург является причиной и соучастником преступления раскольникова. город своей атмосферой, мнимыми тупиками, жестокостью и безразличием действует на главного героя, вовлекая его в болезненное состояние возбуждения. именно это состояние подталкивает раскольникова к созданию теории, которая овладевает его разумом и повелевает им самим. сон множеством нитей связан с тем, что произойдет потом в реальности романа. раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще ли-завету, такую же и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы. потом умирающая катерина ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: “заездили клячу! ” но раскольников в этой странной реальности выступит уже как палач, как часть грубого, жестокого мира, присвоившего себе право убивать, все равно как: на спор ли, изобретая ли теории о сильных и слабых личностях. сон главного героя описан автором со всеми подробностями и напоминает сцену из стихотворения н. а. некрасова “о погоде”. действие сна разворачивается последовательно, в отличие, например, от сна николеньки в романе л. н. толстого “война и мир”, где происходящие события лихорадочно сменяют друг друга. но первый сон раскольникова не является единственным: за ним последуют еще три сновидения, и каждое из четырех имеет свое значение. первый сон главного героя сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему “наказания” раскольникова, достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: “не суди”, “не убий”, “возлюби ближнего, как самого себя”. и наказан раскольников будет в первую очередь тем, что его сердце не примет пр
Андрий ставил любовь к жещине выше любви к Родине и дружбы. Именно поэтому он совершает предательство в надежде на взаимность панночки.
Для его брата Остапа дружба и товарищество были на первом месте, а для Тараса превыше всего была любовь к Родине.
Все зависит от взглядов каждого человека. Ведь, по идее, поступок Андрия двоякий. С одной стороны, он предал Родину, семью и друзей, а с другой - променял их на любовь. Т.е. нельзя сказать, что он поступил плохо из-за каких-то корыстных целей, его цели были высокими, но эгоистичными. Однако, что на чаше весов перевесит, это каждый решает для себя сам.
Во-первых, это безусловное оправдание ее героев, запорожских казаков. Раз они защищают русскую землю от врагов, раз они защищают русскую веру — то какие могут быть к ним претензии? Они — образец для подражания, ими следует восхищаться, а их, мягко скажем, недостатки особой роли не играют. Такой подход был свойственен советской школе, но встречается и в наши дни.
Во-вторых, это безусловная демонизация запорожских казаков. Они подаются как отпетые бандиты, как кровожадные чудовища, нечто вроде орков из «Властелина колец» Толкина. Весь смысл повести, таким образом, сводится к описанию жестокостей . Это веяние возникло в 90-е годы на волне критического (а зачастую и некритического) пересмотра традиционных представлений. Кстати, представители такого подхода уверены, что «Тараса Бульбу» вообще лучше исключить из школьной программы, что детям вредно его читать.
Оба подхода ошибочны. А истина лежит даже не посередине, а вообще в другой плоскости. Все ведь значительно сложнее, и чтобы правильно понимать «Тараса Бульбу» (да и вообще гоголевскую прозу), надо сразу настроиться на то, что быстро и просто понять не получится. Придется думать, сопоставлять и разные произведения Гоголя, и биографические моменты, и исторические факты.
Я попробую сформулировать несколько вещей, которые надо учитывать, говоря о «Тарасе Бульбе». Ничего нового, впрочем, не скажу, все это есть не только в сугубо научной, но и в научно-популярной литературе — однако в школе это не всегда рассказывают.