2. Прочтите притчи «Всё в твоих руках», «И свеча даёт свет» и объясните на примере этих текстов три главных признака жанра: небольшой раз- мер, отсутствие конкретизации, иносказательность, 3. Почему притчу называют поучительным жанром? 4. В чём сложность понимания идеи притчи? Кому адресована притча? 5. Прочтите в хрестоматии «Притчу о сеятеле» и сравните её со стихотво- рениями А. Пушкина и Н. Некрасова. Какие идеи притчи используют поэты? Используйте технологию Диаграмма Венна. (Работа в парах.) 6. Прочтите в хрестоматии притчу Ф. Кафки «Ночью» и «Притчу о мальчи- ке и бабочке». Сформулируйте мораль этих притч. (Работа в группах.) 7. Прочтите в хрестоматии притчу «Хромой и слепой, казахскую притчу «Мудрый Жиренше и красавица Карашаш». Кратко сформулируйте и запишите в тетради мораль каждой притчи. (Работа в группах.) 8. Сочините притчу на одну из предложенных тем: «Милосердие», «Два брата», «Учитель и ученик», «Нет друга ищи, а нашёл - береги, 06- меняйтесь текстами притч и дайте краткую оценку. (Работа в парах.) 2
Жил-был мальчик Саша. Неплохой мальчик, но любил похвастать. Он учился в 3В классе. Однажды он решил похвастаться перед ребятами. И говорит:
– А знаете, я умею костер разжигать! Палатку ставить! И шашлыки готовить умею! Да, я! Да я все умею!
Ребята все удивились и стали расспрашивать Сашу, где это все научился делать. А Саша рад и дальше себя нахваливает, какой он незаменимый в походе.
А было это 30 мая. На следующий день ребята учились последний день перед летними каникулами. У них было два урока, а после они шли в поход.
На следующий день Саша, как назло, опоздал на 20 минут. И ему написали замечание в дневник.
«Следовало бы не брать тебя в поход! – строго сказала учительница, – Я как раз объясняла новую тему, а ты меня прервал, и я не помню теперь, на чем остановилась».
Хорошо, что последний урок для Саши и ребят благополучно.
Наконец они собрались в поход и пошли. Они остановились под деревом с табличкой «3в». Саше дали задание поставить палатку и разжечь костер. «Давай, делай! – сказали ребята – если ты все умеешь». Но от Саши никакого толка не было. Он сломал палатку и чуть не устроил пожар. Еле-еле ребята потушили горящее дерево. А потом они накричали на Сашу:
– Бестолковый ты!
– Спокойно, спокойно – пытался успокоить их Саша.
– Да как же тут спокойным быть! Ты ведь чуть пожар не устроил! Из-за тебя весь лес сгорит, и ты, и мы тоже!
Прервал ругательства ребят внезапно начавшийся ливень. А палатка была порвана. Ребята пошли делать зонты их листьев лопуха и веток дуба. А Сашу с собой не взяли, а сказали:
Цель жизни Германа - обогащение.
Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может
“расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем
в карты.
Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру.
Когда графиня раскрывает Герману тайну, она опять ставит
героя перед выбором:
он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт
раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть
в карты, то есть преодолеть свою страсть.
Герман опять делает выбор в свою пользу: он не собирается
выполнять условия графини, он думает о том, как ему
распорядиться выигрышем.
Герман просчитался, потому что выбрасывает людей из
своей жизни, как заигранные карты.
Он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его
сумасшествие - это следствие его выбора.
Жил-был мальчик Саша. Неплохой мальчик, но любил похвастать. Он учился в 3В классе. Однажды он решил похвастаться перед ребятами. И говорит:
– А знаете, я умею костер разжигать! Палатку ставить! И шашлыки готовить умею! Да, я! Да я все умею!
Ребята все удивились и стали расспрашивать Сашу, где это все научился делать. А Саша рад и дальше себя нахваливает, какой он незаменимый в походе.
А было это 30 мая. На следующий день ребята учились последний день перед летними каникулами. У них было два урока, а после они шли в поход.
На следующий день Саша, как назло, опоздал на 20 минут. И ему написали замечание в дневник.
«Следовало бы не брать тебя в поход! – строго сказала учительница, – Я как раз объясняла новую тему, а ты меня прервал, и я не помню теперь, на чем остановилась».
Хорошо, что последний урок для Саши и ребят благополучно.
Наконец они собрались в поход и пошли. Они остановились под деревом с табличкой «3в». Саше дали задание поставить палатку и разжечь костер. «Давай, делай! – сказали ребята – если ты все умеешь». Но от Саши никакого толка не было. Он сломал палатку и чуть не устроил пожар. Еле-еле ребята потушили горящее дерево. А потом они накричали на Сашу:
– Бестолковый ты!
– Спокойно, спокойно – пытался успокоить их Саша.
– Да как же тут спокойным быть! Ты ведь чуть пожар не устроил! Из-за тебя весь лес сгорит, и ты, и мы тоже!
Прервал ругательства ребят внезапно начавшийся ливень. А палатка была порвана. Ребята пошли делать зонты их листьев лопуха и веток дуба. А Сашу с собой не взяли, а сказали:
– Хватит! Ты и так уже нам Оставайся тут!
Сказали и ушли.
Так нарушил Саша отношения со своими друзьями.
Вот до чего доводит хвастовство!