2. Распределите в соответствии с литературным жанром произведение Давида Самойлова «Сороковые» и Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»:
- дружеское послание;
- автобиографический монолог.
Обоснуйте свой выбор (2-3 предложения).
3. Какой общей темой объединены стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша…» и Давида Самойлова «Сороковые»?
Дайте полный ответ.
действие драмы происходит во время первой мировой войны. события развиваются в доме, принадлежащем бывшему шкиперу шотоверу и построенном наподобие старинного корабля. в основе сюжета -- несостоявшейся женитьбы дельца менгена на элли, дочери изобретателя-неудачника, ''прирожденного борца за свободу''. дом шотовера не настоящий корабль, и все в этом доме оборачивается ненастоящим: ненастоящим оказывается и любовь. капиталисты притворяются сумасшедшими, благородные и самоотверженные люди скрывают свое благородство, взломщики оказываются ненастоящими ворами, романтики -- весьма практичными и приземленными людьми. сердца в ненастоящем доме тоже разбиваются не по нестоящему. читающий пьесу не удивляется, когда один из ее героев заявляет: '' это или дом сумасшедших? '', в пьесе парадоксально все с начала и до конца. парадоксальны мысли, которые высказывают ее персонажи в диалогах. пьеса пронизана символикой, которая глубже. понять смысл, вложенный автором в образы. новая манера шоу, основы которой были заложены в ''доме, где разбиваются сердца'', не ослабила его реалистических обобщений. напротив, писатель явно искал все более эффективных путей выражения своих мыслей, которые становились на этом новом этапе не менее, а, может быть, более сложными и противоречивыми, чем в довоенный период его деятельности. "дом, где разбиваются сердца" -- одна из лучших, наиболее поэтичных пьес шоу. в творческой биографии шоу пьеса занимает особое место. ею открывается период деятельности драматурга, который обычно называют второй эпохой его творчества. наступление этой эпохи было результатом великих мировых потрясений. война 1914г. оказала большое влияние на шоу. в предисловии к пьесе автор развивает мысль о неисправимой испорченности мира и человека. это печальное состояние человечества драматург рассматривает как результат мировой войны. основной темой пьесы, как поясняет драматург, должна была стать трагедия "культурной праздной европы перед войной". преступление интеллигенции, согласно утверждению шоу, заключалось в том, что, замкнувшись в своем тесном обособленном мирке, она предоставила всю область жизненной практики в распоряжение беспринципных хищников и невежественных дельцов. в результате произошел разрыв культуры и жизни. подзаголовок пьесы – ''фантазии в стиле на темы'' -- объяснён шоу в предисловии, написанном в 1919г. в нём он называет величайшими мастерами в изображении интеллигенции л. толстого (''плоды просвещения'') и чехова (пьесы). большой поклонник шекспира, б. шоу видел необходимость в преобразовании театра нового времени: основная мысль драматурга -- ''пьесы театр, а не театр создает пьесы'', считал, что основа нового театра -- это прежде всего ибсен, метерлинк и чехов. больное значение в новой драме, по мнению б. шоу, должны занимать ремарки, содержащие информацию о времени суток, обстановке, политической и общественной ситуации, манерах, внешности и интонации актеров. появляется особый жанр ''драмы-дискуссии'', посвященный ''описанию и исследованию его [общества] романтических иллюзий и борьбе отдельных личностей с этими иллюзиями''. так в драме ''дом, где разбиваются сердца'' (1913-1917) изображены ''красивые и милые сластолюбцы'', создавшие для себя нишу, в которой не терпели ничего, кроме пустоты. драма получила свое название, во-первых, из-за использования дискуссионного приема доведения идеи до абсурда; во-вторых, из--за действия, которое разворачивается в спорах. в названной драме разочарованные, одинокие герои беседуют и спорят, но их суждения о жизни обнаруживают бессилие, горечь, отсутствие идеалов и целей. интеллектуальная драма-дискуссия отличается обобщенно-художественной формой, т. к. ''изображение жизни в форме самой жизни'' затемняет философское содержание дискуссии и не подходит для интеллектуальной драмы. этим обусловлено использование символики в драме (образ дома--корабля, населенного людьми с разбитыми сердцами, у которых ''хаос в мыслях, и в чувствах и в разговорах''), философскому иносказанию, фантастике, парадоксальным гротескным ситуациям.