2. Укажите вариант, все характеристики в котором относятся к Серебряному
веку:
а) интерес к вечным темам, важность этических проблем, демократизм
б) символ — ключевой концепт, мистицизм, элитарность
в) двоемирие, уподобление реальной жизни, нравственно-философские
поиски
3. Укажите стихотворный размер, виды рифмы и систему рифмовки
строфы:
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За всё, в чем был и не был виноват.
4. Соотнесите персонажа пьесы «На дне» и его характеристику:
а) Клещ 1) объективен; ему не возражают, но с ним и не соглашаются
б) Барон 2) рабочий человек, меньше всех в ночлежке
в) Бубнов 3) его дед при Николае I занимал высокий пост, он сам
служил в казенной палате
5. Укажите, как называются приемы (тропы или риторические фигуры),
использованные ниже:
а) Ты одна мне и отрада / Ты одна мне несказанный свет
б) овсяные волосы
в) На закат ты розовый похожа
6. Соотнесите понятие и его пример:
а) ассонанс 1) Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед
и пламень
б) оксюморон 2) Хоть не скоро, только б споро — не ворово, да здорово
в) аллитерация 3) обыкновенное чудо
г) антитеза 4) Чуть слышно, бесшумно / Шуршат камыши
7. Выделите в стихотворении Игоря Северянина «Двусмысленная слава» три
разных приема (тропы и / или риторические фигуры) и назовите их:
Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесён неправо, —
Не по таланту своему, —
А потому, что явный вызов
Условностям — в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах.
Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.
Бранили за смешенье стилей,
Хотя в смешенье-то и стиль!
Чем, чем меня не угостили!
Каких мне не дали «pastilles»!
Неразрешимые дилеммы
Я разрешал, презрев молву
Мои двусмысленные темы —
Двусмысленны по существу.
Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон, —
Ведь я лирический ироник:
Ирония — вот мой канон.
1918
В стихотворении выделяются две части: 1—4-й и 5—8-й стихи. Они сопоставлены, так как в первой части изображается природа «перед весной» , а во второй — человек «перед весной» . 4—7-й стихи начинаются союзом «и» . В общем ряду стоят выражения «и теплый ветер...» , «и легкости...» , «и дома...» , «и песню...» . Возможно, это многосоюзие изобразить единство человека и природы и их нерасторжимую связь.
В стихотворении есть такие слова, которые через описание деталей природы рисуют внутреннее состояние человека. В природе, ожидающей весну, отдыхает луг, деревья еще не оделись листвой, поэтому сухие, но от ветра весело шумят, поэтому появляется неожиданный эпитет «весело-сухие» , «теплый ветер нежен и упруг» . Эти приятные человеку ощущения можно объяснить радостью вечного обновления природы и ее весеннего возрождения. Близки им и слова о состоянии человека, которые «созвучны» весне: легкость, дивится, не узнаешь, новый, с волнением, поешь.
Когда человек чего-то очень хочет и в мыслях рисует радостную картину, то это более сильное волнение для души, чем само явление. Видимо, поэтому приближение весны волнует лирическую героиню Ахматовой больше, чем сама весна.
Лирический герой стихотворения Ахматовой не просто радуется приближению весны, а счастлив оттого, что новая весна несет ему обновление, новые ощущения и открытия даже в самых привычных и знакомых предметах и явлениях: собственном теле, доме, старой песне.