2. В чем смысл сравнения салона А. П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
3. Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А. А. Сабуров «Война и мир Л. Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительною сходства Ипполита и Элен?
4. Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А. П. Шерер ситуацию «горя от ума»?
5. Эпизод «Салон А. П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» — «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
6. Эпизод «Салон А. П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. 14-17, ч. 1, т. I). В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой» молодежи? Справедливо ли мнение, что детскость присуща всей семье Ростовых? В чем она проявляется в эпизоде имении? Как оценивает это качество человека автор?
7. И эпизод «Салон А. П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. 22-25). Попробуйте сами установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне Шерер, а в чем — в доме Ростовых?
Общение хозяйки с гостями в салоне можно определить словами: культурное, элегантное, наполненное искусством и философией. Хозяйка и гости участвуют в сложных и умных разговорах, обсуждают литературу, искусство, политические события и философские вопросы. Они стремятся к развитию интеллекта и расширению кругозора.
Да, можно сказать, что они все разные и все одинаковые. Они разные в своих взглядах и идеях, но одинаковые в стремлении к знаниям и духовному развитию. Они объединены одной целью - совершенствованием своих мыслей и души.
3. В главе 3 описывается характеристика Ипполита Курагина, который имеет кретинизм. Толстой не случайно рисует такого персонажа, он через Ипполита показывает слабость и хрупкость таких людей в обществе. Кретинизм Ипполита является символом нравственного и духовного упадка общества того времени.
Разумеется, Ипполит и Элен характеризуются поразительным сходством. Им обоим присущи пустота, бездуховность и отсутствие нравственных ценностей. Они являются представителями разрушенного, бездушного и пустого общества, где важнее внешний облик и удовлетворение собственных желаний.
4. Пьер и А. Болконский выделялись среди гостей салона своими необычными взглядами и высказываниями. Они были не похожи на других гостей, так как отстаивали свои идеи о Наполеоне и французской революции, которые отличались от общепринятых взглядов высшего общества того времени.
Речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции возможно создавала в салоне ситуацию «горя от ума», так как его взгляды и позиция не соответствовали общепринятой идеологии и отношению к французской революции. Это вызывало недоумение и возмущение у некоторых гостей, но в то же время интерес и удивление.
5. Эпизод салона А. П. Шерер связан с описанием развлечений петербургской «золотой» молодежи. "Совместное буйство", которое происходит в салоне, можно охарактеризовать как претенциозное и холодное. Гости проявляют излишнюю чопорность, стремясь подчеркнуть свой статус и превосходство перед другими.
Оценка описания "салонной чопорности навыворот" согласна, так как она отражает фальшь и пустоту в обществе. "Золотая" молодежь показывает свою бездушность, стремление к поверхностным развлечениям и игнорированию духовных ценностей.
6. В главах о "Салоне А. П. Шерер" и "Именинах у Ростовых" противостоят петербургская "золотая" молодежь и молодые Ростовы. Молодые Ростовы выделяются своей непосредственностью, душевностью и наивностью. Они отличаются от петербургской молодежи, которая полностью подчиняется правилам общества и стремится выглядеть изысканно.
Да, детскость присуща всей семье Ростовых. Она проявляется в эпизоде именины в том, что они принимают гостей с радостью и игривостью, не задумываясь о правилах и важности внешнего вида.
Автор оценивает это качество человека положительно, показывая, что детскость и наивность красят жизнь и делают ее более прекрасной, несмотря на трудности и проблемы.
7. Эпизоды "Салон А. П. Шерер" и "Именины у Ростовых" связаны с главами, рассказывающими о семейном гнезде Болконских. В Лысых Горах атмосфера и взаимоотношения людей суровы, холодны и изолированы от внешнего мира. Это контрастирует с обстановкой в салоне Шерер и доме Ростовых, где царит комфорт, открытость и теплота семейных отношений.
В салоне Шерер и доме Ростовых люди общаются, делятся мыслями, эмоциями и заботятся друг о друге, в то время как в Лысых Горах люди скрыты и одиночестве. В этих эпизодах показаны различные модели семьи и различия в общении и отношениях между людьми.