2. В. В. Набоков шебником слова. Обратимся к конкретным примерам.
Основная атмосфера рассказа "Рождество"
траурная
Было тихо, как бывает тихо только в погожий морозный
пишет автор. Но в эту траурную тишину врываются звука.
рые болезненно отзываются в сознании героя и переклика
его внутренним состоянием (например, “дверь с тяжелых
нием отворилась). Выпишите из текста другие примеры
художественного приема.
В художественном мире Набокова очень важны краски, це
гамма: розовый абажур, синее стекло окна... Продолжите
Попробуйте выявить, какой цвет преобладает в рассказ
за свою недолгую жизнь шокан уалиханов (шоқан уәлиханов) много путешествовал, изучал быт и культуру кочевых народов. известный казахский ученый и исследователь оставил после себя богатое наследие. изучим биографию шокана уалиханова: в ней много интересного.
шокан уалиханов: биография ученого
при рождении шокан уалиханов был назван мухаммедом-канафия. чоканом его нарекла мать. впоследствии это стало псевдонимом. он родился в 1835-м на территории орды-зимовки кунтимес в омской области царской россии (сейчас это поселок костанайской области казахстана).
если проследить этапы жизни уалиханова, то поражает богатство интересов ученого, преданность делу:
шокан провел детство в степи, а начальное образование получил в своем родном поселке в частной школе (1842–1847 там обучался языкам: арабскому, персидскому, казахскому, а также рисованию, восточной поэзии. его отец — шынгыс (чингис) уалиханов — служил старшим султаном в округе, пребывал в чине полковника. он был образованным человеком и содействовал изучению местного фольклора, бытового уклада жизни.
шокан происходил из знатного рода. его дед — один из многочисленных сыновей абылая — последнего хана среднего жуза. бабушка айганым была образованной женщиной, знала несколько языков. и бабушка, и отец привили мальчику любовь к обучению и изучению традиций своего народа.
шокан уалиханов поступил в сибирский кадетский корпус, расположенный в омске, где обучался в 1847–1853 гг. именно здесь он нашел друзей и наставников в лице поэтов, писателей, , , знаменитых путешественников и ориенталистов.
кадетом шокан выучил французский и языки. он увлекся путешествиями и задался целью открыть всему миру неизведанную азию, ее культуру. личной симпатии учителя гонсевского получил доступ к его большой библиотеке.
в ноябре 1853-го шокан завершил обучение, получил чин корнета, его зачислили в императорскую армию. дальнейшая биография шокана уалиханова была предопределена — это соответствовало семейным традициям и полученному образованию.
18-летним шокан уалиханов поступил на службу к генерал-губернатору западной сибири гасфорду. он выполнял функции канцеляриста и . по работе ему предоставили полный доступ к омскому архиву. он даже получил право брать домой для изучения различные материалы. это исследователю узнать многое по , и тюркских стран.
великий путешественник, ученый, разведчик и офицер умер в апреле 1865-го в ауле тезека (урочище коген-тоган). за пару лет до смерти духовно истощенный шокан переселился в тезек, расположенный в алтын-эмельском округе. здесь он женился на айсары — кузине местного султана.
по официальной версии, причина смерти молодого дипломата — туберкулез в открытой форме. правда, некоторые ставят этот факт под сомнение, указывая на нестыковки. так, имели место какие-то происки его недоброжелателей, которые мешали продвижению уалиханова по службе.
шокан уалиханов — ученый, путешественник, просветитель
в 1855-м по поручению гасфорда шокан отправлялся в поездки по отдаленным районам державы. он побывал в семиречье, коканде. каждая из поездок была подробнейшим образом описана.
служба в армии не мешала ему проводить исследования, а наоборот, способствовала им. так, направившись в разведывательную миссию в кашгарию, он параллельно совершал путешествие. впоследствии в его трудах этот период описан как кашгарская экспедиция. затем были поездки на озеро иссык-куль, в китайский кульджу, поселения восточного и западного туркестана.
будучи адъютантом (1855–1856 изучил родословную казахов — сопоставил данные, найденные в летописях, писаниях разных народностей. но работу не завершил. в то же время зарисовал памятник над могилой матери джубан-батыра. впоследствии надгробие отреставрировали по этому наброску.
читайте также: ахмет байтурсынов: биография
в 1857-м по протекции гасфорда повышен до чина поручика. по долгу службы сопровождал полковника хоментовского в его дипломатической командировке за реку или. по дороге встретился с достоевским и ему переправить в санкт-петербург оду, посвященную коронации царя.
в дороге по киргизским землям уалиханов услышал местную легенду о богатыре манасе и записал первую часть посвященного ему эпоса. также записал еще ряд киргизских сказаний и былин, сделал ряд зарисовок. командировка длилась полгода.
затем шокан уалиханов отправился в кульджу. цель поездки — наладить -китайские торговые связи. в это время он изучал культуру и жизненный уклад китайцев.
по возвращении из экспедиции шокан уалиханов вошел в состав общества. в это же время были впервые опубликованы исследования о киргизах.
эссе на тему: мой лермонтов
лермонтовские стихи вошли в мою жизнь ещё с детства. свободно и легко я подчинился волнистому ритму «русалки», тихим строкам «ангела», манящей тревожности «паруса». реальное смешивалось с нереальным, четкое с зыбким, и все это вместе было поэзией. позже, в часы раздумчивого горя, в той или иной мере на долю каждого человека, я повторял либо строки «сна», либо «», бог знает из каких еще стихов, все они мне близки. так, в годы войны с неожиданной яркостью вспомнилось не только «бородино», но и горькая исповедь умирающего офицера («завещание»):
наедине с тобою, брат,
хотел бы я
через всю мою жизнь прошло стихотворение «парус», слитое с судьбами всего поколения. лермонтов - ближайший наследник и восприемник пушкина, как и он, получил дар различать «в шуме и звоне» жизни то, что недоступно слуху обыкновенного человека. в сочетании огромного мастерства и величайшей безыскусственности встает перед нами поэзия лермонтова.
лермонтов - то явление в поэзии, которое принято называть чудом. но, вглядываясь в истоки этого чуда, мальчик, наделенный действительно необыкновенными способностями, не остановился на полдороге, а сознательно и настойчиво совершенствовал свой талант. поставив перед собой великую цель, он сам создал себя и вызвал к жизни то чудо, которому мы не перестаем удивляться. и когда молодой поэт впервые вышел на суд читателей, он уже никак не мог оказаться в положении дебютанта, разыгрывающего перед публикой трудную симфонию и терпящего неизбежный провал. нет, действительный автор «песни купца калашникова», «бородина», «русалки» и других произведений, в первый раз прочитанных людьми 30-х годов, был к тому времени уже сложившимся поэтом, поэтом с сложным миропониманием, с контрастной сменой настроений, душевного состояния.
но лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий, почти неестественный дар замкнул в самом себе. он рано, еще в отроческие годы, проникся мыслью о гражданственном назначении поэзии. свидетельство тому его стихи об июльских днях в париже, которые даже в наше время выглядят революционными. появление стихотворения «смерть поэта» не было случайным, оно было подготовлено в процессе духовною созревания поэта-гражданина. в дальнейшем его мятежная муза доставляла много беспокойства всесильным «пашам» и «голубым мундирам», объявившим ему войну не на жизнь, а на смерть. он страстно любил россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ». и свое творчество он хотел уподобить не безобидной игрушке, но кинжалу, с которым он вступал в неравную борьбу против общественной несправедливости. его стихи, посвященные поэзии, являются подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшего значения до сих пор.
лермонтов живет среди нас. это действительно так, и оттого, что эти слова тысячи раз были повторены, они не перестают оставаться верными. каждый заново для себя открывает лермонтова. гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. однако океан лермонтовской поэзии трудно расстается с тайнами, запрятанными в его глубинах. и настоящие открытия лермонтовского мира приходят тогда, когда они подготовлены знанием его поэзии, одухотворены любовью и интересом к его творчеству еще в школьные годы.