Эпоха, отраженная в комедии. (общественный подъем после войны 1812 года. ожидание перемен. разделение общества на реформаторов и консерваторов. чацкий и молчалин — представители «века нынешнего» и «века минувшего».) чацкий и молчалин — люди противоположных жизненных позиций. общие черты. (оба молоды, умны, образованны, вхожи в общество фамусова, по-особому относятся к софье.) различия. положение в обществе (с точки зрения каждого). (чацкий — блестящий юноша-дворянин, отличается независимостью взглядов; вернулся из-за границы. «славно пишет, переводит». для молчалина чацкий — неудачник (в любви, в жизни: «не дались чины, по службе неуспех»). молчалин — в глазах чацкого — «жалчайшее созданье», скромный угодливый секретарь хозяина, «от старичков не ступит за порог». с другой стороны, за несколько лет молчалин сделал неплохую карьеру (чин асессора, награды), завязал нужные связи и приобрел полезные знакомства). цель жизни и пути достижения цели. (чацкий стремится честно служить родине («служба делу, а не лицам»). молчалин стремится «дойти до степеней известных» при мести, угодничества: «мнения чужие только святы».) отношения с окружающими. (благородство и порядочность чацкого, искренность в проявлении чувств к софье; способность молчалина к предательству и подлости, который играет в любовь «по должности».) создание а. грибоедовым типических характеров. (образы чацкого и молчалина выходят за рамки пьесы, чацкий — тип борца за новое, свободу для всех, уважение к человеческой личности. (и. гончаров: «чацкий незаменим при смене одного века каждое дело, требующее обновления, вызывает тень чацкого». молчалин — тип приспосабливающегося, неразборчивого в средствах человека. м. е. салтыков-щедрин: «молчалины блаженствуют на свете, переживают века». их противостояние носит идейно-политический характер, оно отражает два мировоззрения в общественно-политической жизни россии 20-х годов xix века.)
Ахиллесова пята-Слабость греческого воина Ахиллеса его смерть была в его пяте(пятке) единственное место в которое его можно было убить Муки Тантала-Тантал изнемогает от голода и жажды не в силах дотянуться ни до воды, ни до плодов на дереве Ариаднина нить-Ариадна дочь царя Миноса решила юноши Тесея и дала ему клубок ниток так как собственноручно выбраться из лабиринта было почти невозможно Тесей убил минотавра и вернулся с нити Ариадны домой Колесо Фортуны-Форту́на древнеримская богиня удачи По сторонам колеса изображены два антро существа: одно символизирует благополучие и направлено вверх, другое символизирует бедность и катится вниз.
Муки Тантала-Тантал изнемогает от голода и жажды не в силах дотянуться ни до воды, ни до плодов на дереве
Ариаднина нить-Ариадна дочь царя Миноса решила юноши Тесея и дала ему клубок ниток так как собственноручно выбраться из лабиринта было почти невозможно Тесей убил минотавра и вернулся с нити Ариадны домой
Колесо Фортуны-Форту́на древнеримская богиня удачи По сторонам колеса изображены два антро существа: одно символизирует благополучие и направлено вверх, другое символизирует бедность и катится вниз.