Что такое власть? Почему на протяжении многих и многих веков происходит борьба между людьми за право обладать ею, и в процессе этой борьбы часто на алтарь приносят в жертву десятки, сотни, тысячи жизней и иной раз даже свою собственную? Оптимальным, с нашей точки зрения, является определение, данное в «Философском словаре»: «Власть – это сила, оказывающая воздействие на тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли» 1 . Власть получает видный представитель народа, и тут невольно вспоминает мудрая народная поговорка, которая звучит так: «Из народа, как из дерева, может получиться и дубинка, Ход исторических событий и жизнь целого государства, целого народа во многом зависит от личности того, кто этим государством правит. А. К. Толстого тоже интересовала тема сильной личности, наделенной огромной властью. Власть – страшное и тяжкое испытание, которое выдерживают немногие. Осознание человеком того, что ему все дозволено – и казнить и миловать – накладывает определенный отпечаток на его характер, ломает и коверкает его нравственные критерии, его психологическое состояние.Прекрасное сравнение нашел А.К.Толстой для того, чтобы показать происходящие роковые изменения во внутреннем и внешнем облике Иоанна: он сравнивает его со сгоревшим зданием. Вроде бы и видно, что когда-то это было величественное строение, но уже все покрыто мраком разрушения и в покоях «поселилось недоброе». С годами это «недоброе» становится властелином Иоанна, оно подчиняет его себе, заставляет выказывать самые отвратительные черты властной и жестокой натуры. Подчиняя себе разум царя, это «недоброе» заставляет его быть подозрительным, недоверчивым, видеть в окружающих только врагов и завистников, жаждущих его погибели. Ярко и страшно проявляется жестокая натура царя на великом пире, на котором гуляют семьсот человек. С одной стороны, А. К. Толстой показывает ту потрясающую роскошь и богатство, в котором живет Иоанн. Так, например, он подробно описывает смену многочисленных блюд, одним своим экзотическим видом потрясающих воображение: «Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле. Отличились в этот день царские повара. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров высказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями» (С.59). За время пира прислуга несколько раз меняла платье и один их наряд был лучше другого. Вроде бы все прекрасно. Богатство стола, льющиеся драгоценные вина, роскошные одежды присутствующих гостей – вроде бы все это говорило о благоденствии в государстве, о единении и «дружном весели». Однако, сидя на пиру у Грозного, каждый гость был внутренне.Источник:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…