20. Выпишите из текста 3 различных средства выразительности.
<…> Однако ж черт, сидевший в мешке и заранее уже радовавшийся, не мог вытерпеть, чтобы ушла из рук его такая славная добыча. Как только кузнец опустил мешок, он выскочил из него и сел верхом на шею.
Мороз продрал по коже кузнеца; испугавшись и побледнев, не знал он, что делать; уже хотел перекреститься... Но черт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал:
— Это я — твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, — пискнул он ему в левое ухо. — Оксана будет сегодня же наша, — шепнул он, заворотивши свою морду снова на правое ухо.
Кузнец стоял, размышляя.
— Изволь, — сказал он наконец, — за такую цену готов быть твоим!
Черт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! — думал он про себя, — теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, взводимые на чертей! Что теперь скажут мои товарищи, когда узнают, что самый набожнейший из всего села человек в моих руках?» Тут черт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде все хвостатое племя, как будет беситься хромой черт, считавшийся между ними первым на выдумки.
— Ну, Вакула! — пропищал черт, все так же не слезая с шеи, как бы опасаясь, чтобы он не убежал, — ты знаешь, что без контракта ничего не делают.
— Я готов! — сказал кузнец. — У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! — Тут он заложил назад руку — и хвать черта за хвост.
— Вишь, какой шутник! — закричал, смеясь, черт. — Ну, полно, довольно уже шалить!
— Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. — Постой же, — сказал он, стаскивая его за хвост на землю, — будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! — Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.
— Помилуй, Вакула! — жалобно черт, — все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!
— А, вот каким голосом запел, немец проклятый! Теперь я знаю, что делать. Вези меня сей же час на себе, слышишь, неси, как птица!
— Куда? — произнес печальный черт.
— В Петербург, прямо к царице!
И кузнец обомлел от страха, чувствуя себя подымающимся на воздух.
Текст, а это заключительная часть эпилога романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», начинается описанием печальной заброшенности сельского кладбища. Постепенно стирается память о покоящихся под его плитами. А ведь у каждого из них было свое окружение. Молитвы и слезы близких, как отвечает Тургенев на свой риторический вопрос, не бесплодны. Они приносят примирение и вечный покой каждому, "какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле".
Показывая ухоженную могилу Евгения Базарова, Тургенев подчеркивает тем самым его отличие от остальных людей. Мы же знаем из романа мощь натуры "нигилиста", его верность убеждениям и долгу. Но, в то же время, эти отличия, его личные качества, не играют особой роли: его заботливо обихаживаемая могила - тоже последний приют. И, говоря о немощи стариков-родителей, автор наводит на мысль о том, что они скоро также уйдут. Тогда могила постепенно придет в запустение.
Смерть нельзя отрицать! Это закон природы. Смерть примиряет всех. Она - этап перехода к жизни бесконечной. Об этом, судя по тексту, говорят безмятежные цветы и поют птицы на могиле Евгения Васильевича Базарова.
Именно эта мысль - главная в эпизоде описания сельского кладбища и могилы Базарова. Жизнь идет своим чередом и без этой сильной личности. А душа его покоится " на небольшом сельском кладбище на одном из отдаленных уголков России".Тургенев похоронил своего героя не в столице, где много людей, где рождаются странные теории и испорченные образованием и воспитанием люди.
Картина, нарисованная Тургеневым, так не похожа на ту жизнь, которую вел Базаров. Что же является символом этой жизни ? Животные ( овцы «безвозбранно бродят по могилам…» А не похожи ли и люди на этих заблудших овец, попирающих ногами историю ( кладбище и могилы), не так же грызут потихоньку деревья , символ знаний ? Не видит человек правильной дороги, дороги к Богу. А захоронение отрицателя Базарова не касается рука человека потому, что " железная ограда ее окружает ". Пасущимся животным не дойти до нее, нее, не затоптать, не нарушить покой. Железная ограда - это символ одиночества Евгения и после смерти. Только мать и отец героя притрагиваются к серому камню, да птицы , не знающие скорби, приносят весточку или митингуют. В их пении душа, тот самый романтизм, который отрицал наш герой. Они соединяют его с Богом, с небом, где живут ангелы. А ограда - замкнутое пространство, может быть, пространство идей, в ней есть острые углы, где можно укрыться от борьбы. Елки вокруг могилы выравнивают углы и символизируют вечность. Впрочем, это именно ель, близкая каждому русскому человеку. Она всегда зеленая, родная, своя.
Для отца и матери Базарова эти деревца - напоминание о прочной связи их, живых, с ним, с мертвым. Мы, читатели, вместе со стариками смахиваем землю с надгробного камня, теперь уже исторического. На могиле растут красивые цветы, от которых при жизни отворачивался герой...
На кладбище мы видим почти упавшие кресты и сдвинутые плиты, которые будто кто-то толкает снизу. Может быть, оттуда кто-то и что -то нам хочет сказать?
Родители идут на могилу сына " отяжелевшей походкой " и в ней читатель ощущает горе неимоверное. Могут ли они о ком-то или о чем-то думать, кроме как о любимом Енюшке ? Думаю , что нет. Только здесь они падают на колени, плачут, молятся, не могут долго уйти. Почему ? Потому, что здесь живут воспоминания... В конце предложения мы видим многоточие - знак размышления о жизни и судьбе. Родители молятся о быстрейшем воссоединении с сыном или о прощении ему, такому неспокойному при жизни и такому тихому здесь.
Описание построено на антитезе. С одной стороны кривые кресты,грязь, а с другой - жизнь, которая здесь есть. Глаголов "смерти" немного : гниют, поникли, похоронен, лежит. А вот глаголы " жизни " : " заросли" "сдвинуты", " окружает", "приходят ". В отрывке много эпитетов( плиты - каменные, деревца - ощипанные, тень - скудная. И " дряхлые " старички , видимо, скоро придут к сыну и тогда уже зарастет дорожка к захоронению человека, мечтавшего изменить мир.
Читая эпилог, я понимаю, что нет как такового конфликта поколений в семье , где царит уважение между ними ( так было у Кирсановых ). А Базаров пытался порвать эту связь, а потому - наказан. Видимо, не только он, потому что кладбище имеет вид печальный
В конце романа есть фраза «О жизни бесконечной», которая делает мирным сосуществование спорящих. Теперь уже не так важно, кто боролся за идею, а кто ее не имел, не нужно разводить по разные стороны отцов и детей. И союз И теперь уже точно соединительный. Человек должен жить , а не презирать даруемые радости. Такова природа, а мы, люди, - ее часть.Она не прощает гордыни и отрицания ее законов.
В тексте только раз упоминается имя. А затем только слова, указывающие на родство ( муж, жена, сын, родители) Сей факт о том, что без семьи невозможна жизнь и любовь во всех ее проявлениях.
Человек- ничто перед мирозданием. Он не исключение, а часть природы. Не стоит критиковать, а лучше - подружиться со всеми и честно служить людям. Семья - это семь " я " , а в ней и любовь к родителям, к детям, к женщине.