ответ на этот вопрос сатана частично дает во время сеанса черной магии в •театре «Варьете». Он заявляет, что хотел узнать, насколько жители Москвы изменились внутренне за последнее время. Воланд и его очень точно выявляют людские пороки. Как только они обнаруживают в душе человека червоточину, он становится их легкой добычей, будь то председатель жилтоварищества дома 302-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, квартирная скандалистка Аннушка-Чума, профессиональные доносчики барон Майгель и Алоизий Могарыч или закостенелый бюрократ Прохор Петрович, функции которого с успехом выполняет его костюм. Потусторонние силы в «Мастере и Маргарите» обнажают человеческие пороки сатирическому обличению суровой советской действительности 20 — 30-х годов. Воланда и его свиту в романе не узнают те персонажи, над которыми смеется Булгаков. Сатана и его подручные в «Мастере и Маргарите», по сути, не творят зла. Они только обнажают существующие пороки и наказывают их обладателей — редактора-конъюнктурщика Берлиоза, хапугу-взяточника Босого, предателя и доносчика барона Майгеля.
Цыганком в доме Кашириных называли приемного сына Ивана. А прозвище свое Иван получил за цыганскую внешность — смуглый цвет кожи, курчавые, темные волосы и такие же темные глаза. Каширины Ивана любили, относились к нему, как к родному, если не лучше. А любить было за что — у парня был веселый нрав и золотые, по словам деда Каширина, руки. Алеше Цыганок понравился сразу. В доме у деда он радовался ему больше всех, не считая бабушки. Особенно привязался к нему Алеша после первой дедовой порки, когда юноша подставил под плеть свою руку, чтобы меньше досталось мальчику. Цыганок дедову школу воспитания и на правах бывалого передавал свой опыт Алеше: «Когда тебя вдругорядь сечь будут, ты гляди, не сжимайся, не сжимай тело-то, — чуешь? Вдвойне больней, когда тело сожмешь, а ты распусти его свободно, чтоб оно мягко было, — киселем лежи! И не надувайся, дыши вовсю, кричи благим матом… я в этом деле умнее самого квартального! У меня, брат, из кожи хоть голицы шей!» Алеша «любил Ивана и удивлялся ему до немоты». Особенно потешно было смотреть, как Цыганок делал упряжь для тараканов, вставлял их в эту упряжь и направлял их бег, при этом громко крича: «За архиереем поехали!». А еще Иван был знатным танцором. По праздничным вечерам, когда дед с дядей Михаилом уходили в гости, и в доме Кашириных устраивался настоящий праздник, Цыганок был неотразим — плясал так, что у всех остальных ноги под столом ходуном ходили. Цыганок мог бы стать Алеше Пешкову другом на всю жизнь, но он вскоре погиб.
этот вопрос сатана частично дает во время сеанса черной магии в •театре «Варьете». Он заявляет, что хотел узнать, насколько жители Москвы изменились внутренне за последнее время. Воланд и его очень точно выявляют людские пороки. Как только они обнаруживают в душе человека червоточину, он становится их легкой добычей, будь то председатель жилтоварищества дома 302-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, квартирная скандалистка Аннушка-Чума, профессиональные доносчики барон Майгель и Алоизий Могарыч или закостенелый бюрократ Прохор Петрович, функции которого с успехом выполняет его костюм. Потусторонние силы в «Мастере и Маргарите» обнажают человеческие пороки сатирическому обличению суровой советской действительности 20 — 30-х годов. Воланда и его свиту в романе не узнают те персонажи, над которыми смеется Булгаков. Сатана и его подручные в «Мастере и Маргарите», по сути, не творят зла. Они только обнажают существующие пороки и наказывают их обладателей — редактора-конъюнктурщика Берлиоза, хапугу-взяточника Босого, предателя и доносчика барона Майгеля.