28Б. Прослушайте текст. При его прослу- шивании записывайте основную информа- цию. Шокан Уалиханов (1835-1865) знаменитый ученый-пу- тешественник, историк, знаток шести языков, художник, член Русского географического общества, офицер Генерального штаба русской армии. В путешествии на Иссык-Куль Ш. Уалиханов собрал ко- лоссальный географический, этнографический“ и языковой материал о жизни степных кочевых народов. Он описал его в книге “Дневник путешествия на Иссык-Куль”. Важнейшим результатом этого путешествия стало открытие памятника устного творчества эпоса “Манас”. Ш. Уалиханов был его первым переводчиком на русский язык
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
Главная тема-приход весны,гимн пробуждению природы.
Основная мысль-показать красоту родной природы,очаровать читателя..
Проблематика стихотворения-восхищение автора природой,полёт души и вдохновение.
Идея стихотворения-воспеть родную природу,красоту и гармонию.Весна,начало жизни человека ,как и пробуждение природы.
Главные герои-природа и автор,его чувства..
Основа стихотворения: чёткий ритм создаёт неизбежность наступления весны,чудо природы.
Художественные средства выразительности:
Стихотворение написано с вдохновением,восторгом,автор передаёт настроение торжества .
Восклицания:с восклицательных знаков,автор утверждает приход весны,показывает неизбежность смены времён года и пробуждения.
Динамика стихотворения: буря чувств,по нарастающей развитие сюжета.
Язык стихотворения:восторг передан возвышенными фразами и словами.
Эпитеты:"как воздух чист!","Как ясен небосклон!","на крыльях ветерка","ветхий лист"," дочь стихий".
Сравнения:прямых сравнений нет,душа сливается с природой.
"что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней".
Метафоры:"Ласкаясь к солнечным лучам,"На торжествующем хребте","И шумен и душист","Заздравный гимн весне","Забвенье мысли пьет".
Олицетворение:"Небосклон-слепит мне очи он","летают облака",Шумят ручьи! блестят ручьи!Взревев, река несет"
Размер стихотворения:чередование 3-х стопного с 4-х стопным ямбом, 26 стоп в стихотворении.
Рифма:перекрёстная,мужская.
Хаза́рский кагана́т, Хаза́рия (650—969)[1] — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. Долгое время Хазария соперничала с Арабским халифатом в борьбе за господство в