Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельчем).
Механизмом эволюции культуры является, во-первых, сам человек
как вещное, материальное доказательство развития культуры. Во-вторых,
это мысль человека, заключенная в форму литературного слова, живопис-
ного полотна, архитектурного памятника, танцевального движения и так
далее. Практика творческого отношения к самому себе и к окружающему
миру, накопление, осмысление и трансляция знаний формируют «нечто»,
что эволюции культуры, с одной стороны, а с другой, вновь
является продуктом культурного развития. Этим «нечто» в различные ис-
торические времена, помимо всего прочего, выступают табу, обычаи, об-
ряды, традиции, ценности и прочее.
Культура как система ценностей формирует у человека определен-
ные ценностные потребности и ориентации, по уровню и качеству кото-
рых общество оценивает степень культурности своих членов. Критериями
характеристики выступают: моральные, нравственные, интеллектуальные,
религиозные, эстетические и другие принципы. Ценности – это обобщен-
ные устойчивые, в какой-то мере стандартные, представления о предпо-
чтениях человека, социальной группы, общества и культурной эпохи, вы-
раженные в поведенческой практике и предметном мире людей. Ценности
являются эталоном, идеалом. Они объединяют людей на основе общезна-
чимого характера выражаемых ими интересов и потребностей. Ценности
универсальны во все исторические времена. Они «вечны» и «не умирают»
со сменой культурных эпох. Разные культуры могут отдавать предпочте-
ние разным ценностям. Изменяется иерархия ценностей. Доминирующей
ценностью становится та, к которой стремится человек; то, что составляет
его нравственные принципы в данный исторический момент.
Доминирующие ценности исторически обусловлены различными
факторами. Они являются центром притяжения, формирования вокруг них
определенного набора ценностей. Иерархия ценностей позволяет допу-
стить, какие из них могут стать доминирующими в будущем. Смена до-
минирующих ценностей не предполагает их исчезновения. Ограничения-
ми действенности ценностей являются объективная реальность, потребно-
сти людей, субъективная оценка людьми происходящего и так далее. Цен-
ностные ориентации и приоритеты находят отражение в многогранной де-
ятельности людей в каждой культурной эпохе. Они переда-
че жизненного опыта внутри и между поколениями. Обмен ценностными
ориентациями становится главной целью взаимодействия культур.
В результате культурной деятельности в обществе формируются
идеалы, образы, «вечные темы», которые исследуются художниками, пи-
сателями, философами, ремесленниками и другими. Каждая культура по-
рождает свою индивидуальную самобытность, специфическую реаль-
ность, свое искусство, свою мораль и выражает это в соответствующих