Оба рассказа автобиографичны. повествование в обоих рассказах ведётся от первого лица (следовательно, смотрим на события глазами главных героев) , главные герои рассказов - мальчики приблизительно одинакового возраста; в чём-то схожа их судьба: одного воспитывает бабушка (и дед) , он сирота, не хватает материнской любви, хоть бабушка и любит его; другого отправляют учиться в город, он там совсем один, ему тоже не хватает материнского тепла. время действия в рассказах тоже приблизительно одинаковое. место действия - далёкие от столицы деревня на енисее и небольшой город на иртыше. но главное - тема рассказов: уроки доброты, которые получают мальчики один - от бабушки (она прощает его за обман) , другой - от учительницы.
Из книги а. гайдара "тимур и его команда" делают добрые дела, не рассчитывая на и зачастую тайно. их цель – заменить ушедших в армию родственников, облегчить жизнь оставшихся в поселке. бескорыстное служение обществу без расчета на похвалу, награду – основной смысл повести аркадия гайдара. конечно, дети не могут справиться со всеми «взрослыми» проблемами. кроме того, непонятно, какой была бы повесть, если бы она описывала события не конца тридцатых годов прошлого века, а наше время, когда ограбление садов не является чем-то необычным, а вместо поиска животных люди поиском работы, на улицах можно встретить алкоголика, бомжа, наркомана, преступника, банду агрессивной молодежи, трудовых мигрантов, чиновников на машинах с мигалками и т.п. но в любом случае, бескорыстное служение другим людям – это благо и, по сути, единственное, что отличает общество от кучки индивидов/эгоистов. может быть, поэтому поступки тимура и его команды весьма были бы актуальны и сейчас.