3. Какая из цитат содержит ИДЕЮ произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
А) В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной…
В)Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…
С)Хотелось мне... но я туда
Взойти не смел. Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог…
D) Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!..
4. Какая из цитат содержит в себе ИДЕЮ поэмы А. Ахматовой «У самого моря»?
А)Все я запомнила чутким слухом,
Да только песни такой не знала,
Чтобы царевич со мной остался…
В)Знала я: с кем бы царевич ни был,
Слышит он голос мой, смутившись, —
И оттого мне каждое слово,
Как божий подарок, было мило…
С) К самому уху ее склонившись,
Я Знаешь, Лена,
Ведь я сама придумала песню,
Лучше которой нет на свете»…
D) «Он никогда не придет за мною,
Он никогда не вернется, Лена.
Умер сегодня мой царевич»…
(Итого – )
5. Составьте сложный план стихотворения М. Цветаевой «Ошибка». ( )
ВАШ ОТВЕТ
I. Вступление
1.
II.Основная часть
1.
2.
3. и т.д.
III. Заключение
1.
Собаку смогли приручить дачники, и вновь она оказалась беззащитной перед людьми: «Кусака замерла от страха и бес ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу». «Добрые» люди, приехавшие на дачу, сначала хотели ее пристрелить, потом приручили. Только приручить и бросить – еще более жестоко. Леле было «ж-а-алко» бросать собачку, пока ей не пообещали взять породистого щенка, и она уехала уже без сожаления. На ее глазах люди издевались над местным юродивым, который огрызался, вызывая хохот, но эта сцена ничего не вызвала в ее душе, кроме скуки.
Дачники уехали, собака вновь потеряла имя, и для нее наступила ночь отчаяния: «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Не об отношениях между людьми и собакой говорит автор, а о людях.
Мы видим, чем отличается Печорин от большинства своих современников. Это сила и независимость характера, острый ум, наблюдательность оценивать мир по-своему. Печорин критически относится к ценностям, которые другими принимаются на веру. В этом он близок автору. Высокая культура, образованность, широкий кругозор героя приближают его к передовым людям своей эпохи. Он не выносит пошлости, мелочности стремлений светской молодежи. Герой сам не чувствует своего высокого предназначения и не перестает задавать себе вопрос: «Зачем я жил, для какой цели я родился?».Вся жизнь Печорина, проходящая перед читателем, есть экспериментальная проверка идеи предопределения. И всякий раз Печорин так и остается в недоумении: что же действительно управляет человеческой жизнью — собственная воля человека, слепой случай или божественное провидение. Были события, описанные в «Фаталисте», не убеждают Печорина в том, что есть предопределение. Он остается с ощущением, что его воля торжествует над обстоятельствами жизни и в известном смысле даже управляет ими.С точки зрения Лермонтова, иначе и быть не могло: незаурядный человек, обреченный на сомнения и бездействие, без ясного понимания смысла и цели жизни, обречен либо погибнуть, либо сойти с ума «как гений, прикованный к чиновническому столу». Образ Печорина — одновременно памятник людям эпохи 30-х годов XIX века и символ вечного в человеке во все времена чувства внутренней неуспокоенности, неудовлетворения, стремления и порывов к идеалу. Лермонтовский герой — родоначальник всех героев русской литературы, взыскующих истины, отдающих жизнь ради познания цели и смысла бытия, тех, кто не может жить, не разрешив для себя вековечных «проклятых вопросов».