3. Какие уроки доброты преподала Лидия Михайловна автору в рассказе «Уроки французского»Размышление должно быть небольшим но цельным, полным по содержанию Желательно включить примеры из текста
. Главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков странствует по России с целью приобретения умерших крестьян («мертвых душ»). Большая часть повествования посвящена его поездкам к помещикам, то есть изображению сельской жизни. Но немалое место занимает в поэме и тема города. Повествование начинается с приезда главного героя в губернский город NN. Из описания города видно, что это типичное российское захолустье. Приезжий господин попадает в гостиницу, «где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов… Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности: она была очень длинна, в два этажа: нижний не был выщекатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краскою». Из гостиницы приезжий отправился осмотреть город. Город этот не отличался выдающимися достопримечательностями: «мостовая везде была плоховата», чаще других попадались «питейные дома», городской сад «состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою. Впрочем, хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день», и что при этом «было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». Глаз Гоголя подмечает и разные смешные несуразности, привычные для местных жителей, но забавляющие приезжего. Например, «магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров». Весь следующий день Чичиков посвятил визитам к городским сановникам. «Был с почтением у губернатора, который… был большой добряк и даже вышивал иногда по полю». Этого «добряка» позднее в разговоре с Чичиковым Собакевич назовет «разбойником». После губернатора посетил всех мало-мальски значительных чиновников города и всем очень понравился тем, что каждого нашел за что похвалить в части вверенных им городских дел. А тот же Собакевич, в противоположность Чичикову, охарактеризовал их совсем иными словами: «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Так кто же прав — Чичиков или Собакевич? Пищу для ответа на этот вопрос дает, например, колоритная сцена обеда у полицеймейстера в седьмой главе. Как иронически сообщает автор: «Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую…» В восьмой главе Гоголь замечает, опять-таки иронически, о городских чиновниках: они «были народ добрый, жили между собою в ладу…»; люди «более или менее просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Дамы города NN «отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностию и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Анализируя изображение городских чиновников в поэме Гоголя «Мертвые души», можно сделать вывод, что они ведут такую же жизнь, как и персонажи комедии «Ревизор». Их занятия пусты и никчемны. Представляя собой власть, они ничего не делают для общественного блага, а проводят время в карточных играх, бесконечных застольях за чужой счет, интригах и сплетнях. А казнокрадство и мздоимство стали для них нормой поведения и остаются безнаказанными. Да и может ли быть иначе, если одним из главных взяточников и расхитителей является упомянутый выше полицеймейстер, призванный стоять на страже закона. Городские чиновники дополняют собой галерею «мертвых душ» российской действительности, начатую образами помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина.
ДУШИ «МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ» В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Поэма Гоголя «Мертвые души» была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья», — возмущался один из цензоров. Так появился заголовок, в котором акцент был перенесен на аферу главного героя с куплей-продажей умерших ревизских душ. Впрочем, в контексте поэмы понятие «мертвые души» принимает иной смысл: читатель понимает, что речь идет не только и не столько об умерших крепостных крестьянах, сколько о духовно омертвевших чиновниках и помещиках.
Портреты чиновников Гоголь обрисовал лишь несколькими штрихами, но так метко, что перед читателем возникает яркая картина образа жизни российских чиновников начала XIX века.
Вот губернатор, который «ни толст, ни тонок собой… большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю». Видимо, это все, чем можно охарактеризовать человека, занимающего ответственный государственный пост, и на большее он не
Об отсутствии смысла в жизни прокурора, у которого «на поверку… всего только и было, что густые брови», писатель говорит фразой: «Зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает».
Стряпчий — «первый хапуга в мире».
Чиновник Иван Антонович — взяточник: всякую положенную перед ним денежную купюру «совершенно не замечает и накрывает тотчас книгою».
Эти люди проводят свое время в бесконечных чаепитиях и карточных играх, на балах и званых обедах. Их основные черты — лень, равнодушие и любовь к сплетням.
В отличие от губернских чиновников, помещики в поэме «Мертвые души» выписаны Гоголем детально. Пять глав, со 2-й по 6-ю, знакомят нас с владельцами имений и крепостных крестьян. Согласно сюжетному ходу, к каждому из помещиков наведывается с визитом главный герой поэмы — Чичиков.
«Портретную галерею» дворян-крепостников открывает Манилов. Этот всегда улыбающийся, белокурый и голубоглазый господин на первый взгляд производит впечатление «приятного и доброго человека». Еще во время службы в армии его считали «скромнейшим, деликатнейшим офицером». И сейчас, живя в поместье, он частенько приезжает в город, «чтобы увидеться с образованнейшими людьми». Но, раскрывая шаг за шагом характер Манилова, писатель показывает нам всю пустоту и никчемность натуры помещика вызвать у окружающих лишь «скуку смертную». Все в нем слащаво сентиментально. Его улыбка — угодлива, а манеры — заискивающие. И как бы пристально мы не приглядывались к Манилову, нам не найти в нем ни живости, ни искренности, ни задора. Он глуп и бездеятелен и всю свою жизнь проводит в праздной мечтательности, вынашивая абсурдные планы, будь то постройка подземного хода от дома или каменного моста через пруд. Только ни в одном, ни в другом нет никакой необходимости.
Распрощавшись с Маниловым, Чичиков попадает к Коробочке. Помещица предстает перед читателем на фоне пернатых: на стенах ее дома висят картины с птицами, окна дома глядят во дворик, где «индейкам и курам нет числа». Упомянутые птицы связаны в нашем сознании с бессмысленной хлопотливостью, бессвязным кудахтаньем, безмозглостью. Эти черты в полной мере присущи Коробочке, интересы которой подчинены лишь мелкому скопидомству.
Следующий персонаж поэмы — помещик Ноздрев — отличается от Манилова и Коробочки холерическим темпераментом и бурной энергичностью. Деятельность Ноздрева — кутилы, лжеца и карточного шулера — направлена не на созидание, а на разрушение. Всеми силами он стремится раздуть скандал, пусть даже и на пустом месте, не задумываясь, наносит оскорбления и не останавливается перед физической расправой. Этот персонаж настолько узнаваем и типичен, что Гоголь считает нужным сделать оговорку: «Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы!.. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только ходит в другом кафтане…» Писатель прав. У каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, о котором можно сказать: «Да это же Ноздрев!»
Столь же типичный представитель «мертвых душ» Собакевич. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, «неладно скроено да крепко сшито», чем напоминает самого хозяина. Сравнивая своего героя с предметами домашнего обихода, а его повадки с повадками «медведя средней величины», Гоголь говорит нам об отсутствии у Собакевича интересов, выходящих за рамки его бездушного, полузвериного существования.
Поэма Гоголя принесла в мировую литературу понятие «мертвые души». Следуя за мыслью писателя, мы понимаем, что мертвыми душами наделены маниловы, Ноздревы, собакевичи. Но жив русский народ, а это значит, что у России есть будущее.
Поэма Гоголя «Мертвые души» была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья», — возмущался один из цензоров. Так появился заголовок, в котором акцент был перенесен на аферу главного героя с куплей-продажей умерших ревизских душ. Впрочем, в контексте поэмы понятие «мертвые души» принимает иной смысл: читатель понимает, что речь идет не только и не столько об умерших крепостных крестьянах, сколько о духовно омертвевших чиновниках и помещиках.
Портреты чиновников Гоголь обрисовал лишь несколькими штрихами, но так метко, что перед читателем возникает яркая картина образа жизни российских чиновников начала XIX века.
Вот губернатор, который «ни толст, ни тонок собой… большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю». Видимо, это все, чем можно охарактеризовать человека, занимающего ответственный государственный пост, и на большее он не
Об отсутствии смысла в жизни прокурора, у которого «на поверку… всего только и было, что густые брови», писатель говорит фразой: «Зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает».
Стряпчий — «первый хапуга в мире».
Чиновник Иван Антонович — взяточник: всякую положенную перед ним денежную купюру «совершенно не замечает и накрывает тотчас книгою».
Эти люди проводят свое время в бесконечных чаепитиях и карточных играх, на балах и званых обедах. Их основные черты — лень, равнодушие и любовь к сплетням.
В отличие от губернских чиновников, помещики в поэме «Мертвые души» выписаны Гоголем детально. Пять глав, со 2-й по 6-ю, знакомят нас с владельцами имений и крепостных крестьян. Согласно сюжетному ходу, к каждому из помещиков наведывается с визитом главный герой поэмы — Чичиков.
«Портретную галерею» дворян-крепостников открывает Манилов. Этот всегда улыбающийся, белокурый и голубоглазый господин на первый взгляд производит впечатление «приятного и доброго человека». Еще во время службы в армии его считали «скромнейшим, деликатнейшим офицером». И сейчас, живя в поместье, он частенько приезжает в город, «чтобы увидеться с образованнейшими людьми». Но, раскрывая шаг за шагом характер Манилова, писатель показывает нам всю пустоту и никчемность натуры помещика вызвать у окружающих лишь «скуку смертную». Все в нем слащаво сентиментально. Его улыбка — угодлива, а манеры — заискивающие. И как бы пристально мы не приглядывались к Манилову, нам не найти в нем ни живости, ни искренности, ни задора. Он глуп и бездеятелен и всю свою жизнь проводит в праздной мечтательности, вынашивая абсурдные планы, будь то постройка подземного хода от дома или каменного моста через пруд. Только ни в одном, ни в другом нет никакой необходимости.
Распрощавшись с Маниловым, Чичиков попадает к Коробочке. Помещица предстает перед читателем на фоне пернатых: на стенах ее дома висят картины с птицами, окна дома глядят во дворик, где «индейкам и курам нет числа». Упомянутые птицы связаны в нашем сознании с бессмысленной хлопотливостью, бессвязным кудахтаньем, безмозглостью. Эти черты в полной мере присущи Коробочке, интересы которой подчинены лишь мелкому скопидомству.
Следующий персонаж поэмы — помещик Ноздрев — отличается от Манилова и Коробочки холерическим темпераментом и бурной энергичностью. Деятельность Ноздрева — кутилы, лжеца и карточного шулера — направлена не на созидание, а на разрушение. Всеми силами он стремится раздуть скандал, пусть даже и на пустом месте, не задумываясь, наносит оскорбления и не останавливается перед физической расправой. Этот персонаж настолько узнаваем и типичен, что Гоголь считает нужным сделать оговорку: «Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы!.. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только ходит в другом кафтане…» Писатель прав. У каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, о котором можно сказать: «Да это же Ноздрев!»
Столь же типичный представитель «мертвых душ» Собакевич. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, «неладно скроено да крепко сшито», чем напоминает самого хозяина. Сравнивая своего героя с предметами домашнего обихода, а его повадки с повадками «медведя средней величины», Гоголь говорит нам об отсутствии у Собакевича интересов, выходящих за рамки его бездушного, полузвериного существования.
Поэма Гоголя принесла в мировую литературу понятие «мертвые души». Следуя за мыслью писателя, мы понимаем, что мертвыми душами наделены маниловы, Ноздревы, собакевичи. Но жив русский народ, а это значит, что у России есть будущее.