3. Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных
идей используйте цитаты из произведения.
Оценка и сравнительный анализ
Задания: Выберите 1 задание из двух предложенных.
1. Напишите письменную работу на тему «Друзья познаются в беде» (объем 100 - 120
слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник» с иллюстрациями,
представленными ниже (10б.)
План сравнительной характеристики:
1. Внешность героев.
2. Их национальность.
3. Род занятий.
4. Возраст.
5. Отношение к труду, к товарищам по несчастью, к окружающим людям.
6. Качества характера героя.
7. Друг или недруг? Мои обоснования.
2. Представьте себя на месте Жилина. Подумайте, кого бы вы хотели выбрать себе в
друзья - русского офицера Костылина или татарскую девочку Дину. Аргументируйте своё
мнение примерами из жизни и стихотворения В. Высоцкого «Песня о друге». Напишите
творческую работу в форме личного дневника Жилина, описывая быт горцев,
впечатления от увиденного героем. Дайте оценку поступкам Костылина и Дины (10б.).
В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» герой вспоминает свою молодую учительницу французского языка. Лидия Михайловна преподавала свой предмет безупречно. Но не уроки иностранного языка запомнились мальчику больше всего: он навсегда усвоил нравственные уроки педагога, уроки человечности и доброты. В трудное для героя время учительница поддержала его, показала своим примером, что значит сопереживать человеку, протягивать ему руку
В послевоенное время многие недоедали, едва сводили концы с концами. Нелегко пришлось и семье главного героя. С трудом матери удавалось урвать для него лишнюю копейку, чтобы он учился, смог как-то пробиться в жизни. Мальчик стойко выносил все трудности, не жаловался, прилежно учился. Но учиться, чувствуя постоянный голод, было нелегко. Герой научился играть в азартные игры, но играл он не ради денег, как другие. Он зарабатывал рубль, чтобы покупать себе хотя бы молоко.
По мнению Белинского, отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является любящею и гуманною. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», - утверждает критик.
Критик указывает на реализм «Евгения Онегина»
«Пушкинвзял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее
только однихпоэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию», - отмечает Белинский. «Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. »
Влице Онегина, Ленскогои Татьяны, по мнению критика, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития.
Критик говорит об огромном значении романа для последующего литературного процесса. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова- «Горе от ума» , стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.
Вместе с «Онегиным» Пушкина.. . «Горе от ума».. . положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь.