3. Прочтите главу «Постный рынок» из произведения И. Шмелева «Лето господне» и главы «Полотенце с петухом», «Стальное горло» и «Вьюга» из «Записок юного врача» М. Булгакова. Что вы можете сказать об отношении авторов к своим персонажам, их быту, взглядам, идеалам, повседневному труду?
Понравились ли вам их герои? Похожи ли образы страны, людей и времени на созданные этими же авторами образы периода гражданской войны? «Мирные» или «военные» тексты вам ближе? Почему?
4. ВОВ. Дайте определение «лейтенатской прозы». Прочтите повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». ответьте на вопросы:
1).Почему коменданту Васкову прислали новых подчиненных?
2).Почему Васков дважды меняет первоначальный план операции? В чем состоят изменения? Как вы считаете, верно ли он поступил?
3).Как вы думаете, зачем автор выбрал «невоенный» фон для своего повествования? Что призван подчеркнуть контраст мирного леса и происходящих в нем событий?
4).Какую фразу вы сочли бы кульминационной в этом произведении (сцена захвата пленных)? Процитируйте.
Дед, а, дед, — сказала как-то вечером старуха, — что мы будем делать — глаза у нас плохо видят, ноги заплетаются, руки ослабели. Как мы будем хлеб себе добывать без
— Не знаю, — ответил старик и тяжело вздохнул.
— Вот кабы у нас была доченька — другое дело было бы! — опустила голову старуха.
Луна услышала их разговор, и ей стало жаль стариков.
— Давай-ка, старый, — говорит старуха, — попытаем счастья в последний раз. Авось выпадет нам удача. Пойди на реку и поставь старую вершу, которой ты рыбу ловишь. Что нам принесёт вода — то и возьмём к себе, и будет оно нашим ребёнком.
Собрался старик и пошёл на реку, поставил вершу, прилёг на берегу и задремал. Когда пропели третьи петухи, он поднялся и вошёл в воду вершу искать. Нашёл её, поднял и что же видит — попался в вершу утёнок с пёстрыми перышками, с золотым клювом и серебряными лапками. Старик поспешил отнести его домой и, прибежав, крикнул старухе:
— Гляди, старая, что к нам в вершу ночью попалось!
— Ах, какой красивый утёнок! — обрадовалась старуха и принялась гладить гостя по мокрым крылышкам. — Ничего-то он делать не может, но хоть будет с нами досуг делить. Всё живая душа! Пусть копошится возле меня, больно мне скучно одной. Скажи что-нибудь, родимый!
Утёнок поднял кверху голову, разинул клюв и крякнул:
— Га!
— Будь жив и здоров! — сказала старуха. — Никто на свете не умеет так хорошо крякать.
Старушка достала с чердака дырявое решето, уложила туда утёнка и сказала:
— Здесь твоё место!
— Га! — снова крякнул гость.
Как только рассвело, старуха замешала отрубей, налила воды в миску и сказала утёнку:
— Мы идём в лес за грибами, а ты сиди здесь, стереги дом. Никуда не выходи, ты ведь нам теперь вместо доченьки.
И старики заперли дверь и потихоньку пошли в лес. Как только затихли их шаги, утёнок вылез из решета, расправил крылышки, взмахнул ими три раза и прокрякал четыре раза. В тот же миг с него спали все перья, и утёнок превратился в стройную девушку с золотыми волосами и серебряными туфельками на ногах.
— Ну, а теперь за работу! — сказала девушка и взялась за веник.
Подмела весь дом, застелила деревянную кровать стариков, принесла два ведра воды, полила цветы в садике перед домом, нарубила дров, развела огонь, повесила над огнём котелок, достала с чердака связку сушёных грибов и положила их вариться. Пока грибной суп варился, проворная девушка достала из сундука старухи кусок белого полотна, скроила две рубашки и сшила их. Весь день она трудилась. А как только солнце зашло, три раза взмахнула руками, словно крыльями, прокрякала четыре раза и опять превратилась в утёнка.
Старики воротились. Диву дались они, увидя прибранный дом, горячий суп и новые рубашки. Принялись расспрашивать утёнка:
— Кто тут был?
— Кто развёл огонь?
— Кто рубашки сшил?
А утёнок лежит себе в решете и молчит. Усталые старики хорошо поужинали, выспались, а на другое утро опять ушли в лес. Вернулись к вечеру, — а в доме всё прибрано, в котелке бобы булькают, а на крюках висят две новые телогрейки, связанные из мягкой шерсти.
— Таких вкусных бобов я сроду ещё не ел! — сказал дед, проглотив первую ложку.
Всю ночь старики глаз не сомкнули. Вертелись в кровати и шептались:
— Тут что-то не то. Кто-то приходит, когда нас нет!
— Надо узнать, кто здесь убирает, готовит и шьёт нам новую одёжку.
— Как?
— Как? — переспросила хитрая старушка. — Завтра вместо того, чтобы в лес идти, мы залезем на крышу и будем подглядывать в трубу.
Объяснение:
Стихотворение «Русь» было создано в период революции, когда выступления рабочих и крестьян кончились жутким подавлением со стороны властей. Блок горячо сопереживал народу и размышлял о трагической судьбе России, обусловленной исторически.
Бунты и жестокость с обеих сторон баррикад показали поэту, что Россия, несмотря на все свои положительные качества, находится в первобытном и диком состоянии, потому что не может найти своего пути. Это настроение отражено в тексте: мотив дороги и распутицы становится доминирующим в стихотворении.
Блок чувствовал, что для революции страна все еще не созрела, поэтому Русь в его произведении «дремлет».
Жанр, направление, размер
Философское стихотворение «Русь» было написано в революционный 1906 год и является ярким примером патриотического направления в творчестве Александра Блока. И хотя в нём отсутствует прямое описание происходящих на тот период времени трагических волнений в стране, в символичном междустрочии заключено задумчивое настроение поэта-романтика с горькими нотами тревоги за неизвестное будущее русского народа.
Стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Рифма перекрестная.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на две образные части, которые связывает между собой центральная фигура лирического героя.
Первая, более скрытая, часть – это описание природного и исторического облика Руси с обращением к традициям фольклора.
Вторая же часть является задушевным ночным разговором лирического героя с самим собой.
Конец стихотворения почти вторит его началу, что говорит о том, что композиция также и кольцевая.
Образы и символы
Образ Руси. В густо раскинувшихся лесных дебрях, в журчаще разлившихся речных водах, в покрытых мхом липких болотах – во всём вокруг скрывается покойное таинство русской земли. Древняя чаровница Русь долгий путь от волшебных времён зловещих колдунов и тешащихся с разной нечистью на огненных шабашах ведьм до современной чудной России с богатейшими традициями и крепчайшими основами, унаследованными от многочисленных населяющих её и слившихся воедино народностей. При этом облик страны вовсе не идеализируется, она возвышенно-благородна одновременно с тем, что крайне бедна и облачена в нищенские ветхие лохмотья.
Во второй части произведения раскрывается образ лирического героя. Речь его схожа с искренней исповедью, в которой он предаётся размышлениям о собственном пройденном жизненном пути, оценивая всё уже случившееся с ним сквозь судьбу и характер своей необычайной родины. Главная загадка, ответ на которую он ищет на протяжении всего стихотворения, – как Россия может переживать столько многовековых сложностей и невзгод, и при этом не только сама оставаться чистой и нетронутой, но и постоянно души своих людей от губительного порока, ужасающего тем, что от него нет никакого возврата?
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Русь» заключается в том, что по-настоящему любить можно только свою родину, только от неё стоит ждать взаимности. В этом кроется и ответ на загадку, возникшую в мыслях бредущего в сладкой полудрёме через погост к кладбищу лирического героя: русская земля берёт свои нескончаемые силы в том, что отдаёт их своему многострадальному народу.
Смысл авторской позиции заложен в том, что родина, разделяя с народом боль, исцеляет и свою душу. Даря необходимую поддержку, она крепнет и сама. Россия неразрывно связана с людьми и выражается в них. Хоть она и плутает в дебрях, ей все равно суждено пройти великий и многострадальный путь, который является праведным.