3. Работа по содержанию рассказа «Уроки французского». Письменно ответь на вопросы:
Как создается образ мальчика?
Как мальчика характеризуют односельчане?
С какими трудностями пришлось столкнуться главному герою на первых порах самостоятельной жизни?
Что говорит о его целеустремленности, твердости характера.
Каким видит мальчика учительница французского языка?Что она ценит в нем?
Как раскрывается главный герой в поступках?
Почему он стал играть в “чику”? Как проявился его в игре?
Почему Вадик и Птаха избили героя? Какой конфликт произошел между ребятами?
Найди в тексте портретные характеристики Владика, Птахина,Тишкина. Как на их фоне выглядит главный герой? В чём он противопоставлен этим ребятам?
Как он ведет себя, зная, что его могут избить и никто его не защитит?
Главный герой испытывает не только постоянный страдания от одиночества и разлуки с домом, с матерью, но и переживание несправедливости, горечь обмана. Всякий ли ребёнок может выдержать такое? Почему наш герой не жалуется взрослым?
Как реагирует мальчик на сочувствие к нему со сторон учительницы, на ее желание
Почему он, несмотря на голод, отказывается ужинать в доме Лидии Михайловны и не принимает от нее посылку с макаронами?
Найди строки, передающие уважение мальчика к учительнице? Почему он называет ее необыкновенной? Как изменился герой под влиянием учительницы?
Как ты думаешь, как отнесся герой рассказа ко второй посылке Лидии Михайловны? С чем ассоциируются у мальчика три красных яблока?
Стихотворение состоит из трех частей. В первой поэтесса упоминает важную деталь, касающуюся характера главной героини, через ее прямую речь: «Знаешь, Юлька, я против грусти…». Так читателю становится понятно, что санитарный инструктор Самсонова обладала веселым нравом, старалась не унывать, несмотря на трудности идущей войны. Единственное, что заставляет девушку печалиться — старушка-мать, оставшаяся в одиночестве и с нетерпением ждущая возвращения дочери домой. Зина рассказывает, что у нее нет никого кроме матери на целом свете — ни друзей, ни любимого мужчины. Вторая часть стихотворения посвящена описанию подвига, совершенного Самсоновой. Светлокосая девушка сумела свой батальон, попавший в окружение под Оршей. Вот только для самой Зины геройский поступок обернулся смертельным ранением. Третья часть произведения рифмуется с первой. Но если сначала мы видели прямую речь Самсоновой, то в финале слышим голос лирической героини. Самое сложное для нее теперь — написать матери Зинаиды о гибели дочери. Ей трудно подобрать подходящие слова, потому что словами невозможно облегчить горе старушки, узнавшей о ранней смерти собственного ребенка.
В произведении повествуется о неопытном продавце магазинчика Марии, у которой обнаружилась недостача. Тысяча рублей – по тем временам огромная сумма, к тому же в семье Марии итак был долг, взятый на постройку дома. Героиня – мать четверых детей может попасть в тюрьму, как и предыдущие продавцы этого магазина, ведь она не единственная, кого обвинили в недостаче. Героине дают шанс выплатить свой долг, но деньги нужно найти в течение пяти дней. Мысли о том, что она может сесть в тюрьму, о том, что нужно найти деньги, мучили Марию, давили на нее и ее мужа Кузьму. Мария и ее муж Кузьма – честные и добрые люди. Кузьме совестливо просить у односельчан деньги, но он все же заходил к знакомым, чтобы занять денег, но, к сожалению, все говорили, что денег у них нет. В свое время Мария сама выручила сельчан, поступив на работу в магазин, она открывала магазин в обед, продавала в долг и многим этим Но теперь, когда понадобилась ей, никто не хочет даже и думать об этом. Ситуация довольно-таки тяжелая, и никто не захотел бы оказаться на месте героини, но тем не менее всем безразлично чужое горе, никого не волнует, как семья будет выпутываться из такой беды. Огромная ответственность ложится на плечи Кузьмы, он должен не просто раздобыть нужную сумму, но и успокоить жену, детей, наладить семейную жизнь. Кузьма решается собирать «с миру по нитке» и просит в займы у знакомых, кто сколько может. Председатель отдает всю зарплату своих рабочих, кто- то вовсе не хочет давать ничего, а есть и такие, кто отдав в займы, пришел и забрал свои деньги назад. В общем Кузьма собрал чуть больше половины суммы. Последней возможностью является визит к брату, который живет хорошо. Кузьма уезжает в город.
Повествование обрывается на моменте, когда Кузьма стоит на пороге у дома брата. В.Распутин поставил нас в необычное положение, мы сами должны понять, получится ли у Марии достанет ли Кузьма деньги.
Писатель задается вопросом почему чужая беда не трогает практически никого? Ведь любой, кто бы оказался в такой ситуации был бы рад А сейчас, когда нужна Марии, никто даже и не хочет ей Марию и ее семью оставляют погибать из-за денег! Писатель призывает нас бороться со своим равнодушием по мере возможности нуждающимся, ведь кто знает, на их месте уже завтра можем оказаться и мы или кто-то из наших близких.