После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события обратился к эпохе правления Петра I, чтобы решить данные проблемы. Писатель создает поэму «Полтава». Произведение получается неординарным, новаторским и остается непонятым современниками. В рамках этой поэмы Пушкин хотел объединить важнейшие политические, социальные и личные темы.
Во-первых, это тема войны. Автор изображает великолепные картины полтавской битвы, показывая все величие и вместе с тем беспощадность и жестокость войны. Созданная Пушкиным картина боя отличается реалистичностью и верностью изображения исторических событий. На фоне этого писатель умело раскрывает различные психологические типы героев.
Во-вторых, автор затрагивает в этом произведении тему человеческой жизни, сломленной историческими событиями. Перед читателем предстает Мария – хрупкая снаружи и сильная внутри женщина, управляемая страстью. Она смогла завоевать свое счастье, отдав при этом себя на растерзание ненасытного общества, закрыв глаза на религию и на проклятия родителей. Однако ее счастье длится недолго, Мария становится жертвой исторических событий и неожиданно погибает.
В-третьих, в поэме присутствует тема любви. Мазепа нежно и искренне любит Марию, но его лукавство и злость затмевают это великое чувство. Ему приходится лгать возлюбленной о том, что его любовь к ней выше и сильнее славы и власти.
Пушкин в своей поэме затрагивает и очень важные проблемы:
Проблема предательства и тщеславия.
Петр I искренне верит Мазепе, считая его своим другом, и не ожидает предательства. Правитель получает нож в спину и обидное разочарование, поняв, что Мазепа хочет отделить Украину от России.
Проблема милосердия.
Победив в полтавской битве, Петр помиловал своих врагов. Он хорошо относится к ним и даже выпивает за их здравие.
Источник: Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения
Мария ослеплена своей любовью к Мазепе. Ради него она предает религию и родителей. Она наивно верит, что старый гетман любит ее, и поддается речам искусителя, которого волнует лишь власть и слава. Девушка встает перед страшным выбором: «Отец или супруг», и обрекает на смерть того, кто ее родил и вырастил, того, кто действительно ее любил.
Проблема совести.
Мазепа, являясь человеком падшим, черствым, злым, чувствует укол совести, думая о тех страданиях, которые он готовит для Марии. Гетман знает, что девушка испытывает к нему самые нежные и искренние чувства, но он отправляет на казнь ее отца, причиняя ей тем самым сильную боль. Мазепе кажется, что звезды смотрят на него с неба обвинительным взглядом, а деревья шепчутся между собой, вызвав его на суд. Смертельная тоска и пустота заполняют сердце Мазепы после казни Кочубея. Он дрожит от страха, боясь увидеть обезумевшую Марию.
Таким образом, А. С. Пушкин затрагивает в своем произведении «Полтава» важные темы и проблемы, ставшие актуальными на все времена.
Источник: Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения
Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности. Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и не к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика. По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может человеку справиться со своим горем. В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.
После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события обратился к эпохе правления Петра I, чтобы решить данные проблемы. Писатель создает поэму «Полтава». Произведение получается неординарным, новаторским и остается непонятым современниками. В рамках этой поэмы Пушкин хотел объединить важнейшие политические, социальные и личные темы.
Во-первых, это тема войны. Автор изображает великолепные картины полтавской битвы, показывая все величие и вместе с тем беспощадность и жестокость войны. Созданная Пушкиным картина боя отличается реалистичностью и верностью изображения исторических событий. На фоне этого писатель умело раскрывает различные психологические типы героев.
Во-вторых, автор затрагивает в этом произведении тему человеческой жизни, сломленной историческими событиями. Перед читателем предстает Мария – хрупкая снаружи и сильная внутри женщина, управляемая страстью. Она смогла завоевать свое счастье, отдав при этом себя на растерзание ненасытного общества, закрыв глаза на религию и на проклятия родителей. Однако ее счастье длится недолго, Мария становится жертвой исторических событий и неожиданно погибает.
В-третьих, в поэме присутствует тема любви. Мазепа нежно и искренне любит Марию, но его лукавство и злость затмевают это великое чувство. Ему приходится лгать возлюбленной о том, что его любовь к ней выше и сильнее славы и власти.
Пушкин в своей поэме затрагивает и очень важные проблемы:
Проблема предательства и тщеславия.
Петр I искренне верит Мазепе, считая его своим другом, и не ожидает предательства. Правитель получает нож в спину и обидное разочарование, поняв, что Мазепа хочет отделить Украину от России.
Проблема милосердия.
Победив в полтавской битве, Петр помиловал своих врагов. Он хорошо относится к ним и даже выпивает за их здравие.
Источник: Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения
Мария ослеплена своей любовью к Мазепе. Ради него она предает религию и родителей. Она наивно верит, что старый гетман любит ее, и поддается речам искусителя, которого волнует лишь власть и слава. Девушка встает перед страшным выбором: «Отец или супруг», и обрекает на смерть того, кто ее родил и вырастил, того, кто действительно ее любил.
Проблема совести.
Мазепа, являясь человеком падшим, черствым, злым, чувствует укол совести, думая о тех страданиях, которые он готовит для Марии. Гетман знает, что девушка испытывает к нему самые нежные и искренние чувства, но он отправляет на казнь ее отца, причиняя ей тем самым сильную боль. Мазепе кажется, что звезды смотрят на него с неба обвинительным взглядом, а деревья шепчутся между собой, вызвав его на суд. Смертельная тоска и пустота заполняют сердце Мазепы после казни Кочубея. Он дрожит от страха, боясь увидеть обезумевшую Марию.
Таким образом, А. С. Пушкин затрагивает в своем произведении «Полтава» важные темы и проблемы, ставшие актуальными на все времена.
Источник: Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения
Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и не к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.
По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может человеку справиться со своим горем.
В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.